Атман И Брахман - это...
- основные космологические категории традиционной индийской философии. Появляются в Упанишадах, обозначая переход от мифологического, персонифицированного осмысления мироздания к категориальным абстракциям. Понятие Б. первоначально было обозначением личного Бога, олицетворяющего собой единство божественных и стихийных сил мироздания. В этом качестве Б. как личное имя имеет мужской род. Б. в качестве философской категории - среднего рода. Б. категориально и символически выражает субстанцию, порождающее начало, субстанциальное единство сотворенного: "Поистине, от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман". (Тайттирияупанишада, III, 1). Таким образом, Б. - генетическое, воспроизводящее и поддерживающее начало и одновременно - завершение всего сущего. Б. в таком всеедином качестве - всепроникающее, бессмертное, величайшее, всеобъемлющее. Различаются два аспекта Б.: воплощенный и невоплощенный. Воплощенный - неподвижный, смертный и сущий (существующий); невоплощенный - двигающийся, бессмертный, истинный. Первый Б. - множественен, второй - един. А. - в Упанишадах - имеет смысл "я", "себя", "тело". В качестве категории выражает человека в его двух аспектах: как реальную индивидуальность и как космически-универсальное психическое бытие. А. - творящее начало, основа и завершение сущего. Б. абсолютно безличен, А. - индивидуальность, личность. А. явлен как целое только в своих частях, пронизывая все многообразие сотворенного им сущего. При этом А. как целое внутренне тождественен себе в своих частях (эта формула присутствия А. в общих мотивах совпадает с философским понятием всеединства в античной и христианской культуре) (см. "Всеединство"). Природа А. двуедина - телесна и духовна; как духовныйагент творения и становления, он отождествляется с дыханием, с основой жизни. В Упанишадах говорится о вхождении "духовного Атмана" в "телесный" как "нож в ножны", но все же превалирует характеристика А. как духовного (Брихадараньяка-упанишада утверждает, что А. состоит из разума, речи и дыхания). Фактически, в своем качестве индивидуальности, разделения и духовности, руководства А. является устроителем миропорядка, он "должным образом распределил вещи на вечные времена" (Иша-упанишада, 8). Он выступает и в роли "внутреннего правителя". Единство А. и Б. в совершенном и совершающемся миротворении реализуется через пурушу, или первокосмического человека. Ранние слои Упанишад отождествляют пурушу и Атман-Брахман. И как таковой он - "начало, причина, вызывающая соединение; даже лишенный частей, он видим за пределами трех времен..." (Шветашватра-упанишада, IV. 5). Такое понимание наиболее существенных начал мироздания воздействует на все сферы философского мышления. В соответствии с ним сущность человека отождествляется с А. и Б. Об этом свидетельствует формула "Я есмь Брахман" и "То есть Атман. Ты одно с Тем". Сосредоточенность на знании своего субстанциального и сущностного единства с единым безлично-личным истоком мироздания открывает возможность к мистическому слиянию с Б. и достижению статуса божественности. По сути, картина мироустройства в понятиях А. и Б. антропоморфна, но ее цель - обосновать слияние "я" и надличностного начала в неразрывное единство, в котором ликвидируется всякая индивидуальная различность и самость. К этому же идеалу ведут основные познавательные практики: восхождение от низших ступеней познания (смрити, веданги), дающих познание только воплощенного А.-Б., т. е. мироздания в его многообразии, к познанию невоплощенного А.-Б. в чистом умосозерцании. Но и на этой ступени достижимо лишь отрицательное знание истинного А.-Б., знание того, что он "не-нечто". Самотождественное и позитивное знание истинного А.-Б. достигается посредством йогической практики, медитации и интуиции. Высшая цель познания и жизни - слияние с Б. через последовательное отождествление "я" с А. и интуитивное постижение единства духовнотелесного А. с всеединым Б. Это ведет к прерыванию круговорота кармической зависимости, к выходу из сансары, достижению небесных миров Б. - "Брахмалоки". Основа этого - отрешенность от земных сует и волнений ("путь богов"). В последующем развитии философских школ астика (т. е. признающих авторитет Вед и Упанишад) понятия А. и Б., сохраняя в целом свои характеристики единства, получили более определенное толкование. Так, А. предстает индивидуально-одухотворяющим началом, духовной субстанцией каждой вещи и существа в их уникальности; Б. осмысляется как всеединое начало полноты порождения, становления и исхода. Также и пуруша обретает черты идеального первосущества, первочеловека и первомужчины. Во всяком случае за всеми этими понятиями остается универсальная характеристика сущего и не-сущего как сверхреальности, пронизывающей реальность сотворенную(хотя только две школы - веданта и миманса - признают сотворенность мира Богом). При этом следует иметь в виду своеобразную неотделимость духовного от природно-материального, олицетворяемую и А. и Б. (так, некоторые интерпретации А. говорят о нем как о тождестве пуруши и пракрита - первоматерии). Неклассические школы (настика) - буддизм, джайнизм и локаята - отрицают субстанциальность понятия А. и Б. Джайнизм утверждает дуализм живого (лжива) и неживого (аджива), локаята отрицает субстанциальность души и духа, утверждая их смертность; сознание, по их мнению, порождается сочетанием 4-х элементов (махабхут). Буддизм вводит принцип "анатман" - несуществующей вечной и постоянной души. Е. В. Гутов
Поделиться: