Атеизм В Рабовладельческом Обществе - это...
- исторически первое критич. осмысление религии с позиций филос. материализма в его наивной форме. Был развит в Индии, Китае и античном мире (Др. Греции и Риме). А. в р. о. возн. на основе достижений естеств. знаний, философии, лит-ры и искусства; выражал интересы прог-рес. демократич. кругов рабовлад. общества. А. в р. о. связан со свободомыслием в культуре др. мира. В Др. Египте, Вавилоне, Палестине, Индии, Китае, античном мире существовала светская культура, в к-рой имели местоэлементы антирелиг. скептицизма, стихийного материализма. Так, в «Речении Ипусера» (Египет, 18 в. до н. э.) отмечается факт сомнения в справедливости поучений жрецов; в «Диалоге господина с рабом о смысле жизни» (Вавилон) подвергаются критике взгляды жрецов на смысл жизни, целесообразность жертвоприношений; в «Шицзин» (Китай) отражены сомнения в справедливости неба. Скептицизм в отношении религ. мифологии пронизывает прогрес. духовную культуру Греции (6-2 вв. до н. з.), напр., в произведениях драматургов Эсхила и Эври-пида, в комедиях Аристофана, в соч. софистов Протагора, Проди-ка, Крития, философа-скептика Карнеада и др. В основе критики религ. мифологии у атеистов древности лежит учение о материальном первоначале мира, идея его развития по естеств. законам. Китайский атеист Ван Чун (1 в.) первоначалом считал «первичный эфир», образующий многообразие вещей, в т. ч. человека с его душой, отвергал «небесного владыку», духов, в к-рых верили китайцы. В инд. философии шрваков, или локаятиков, место богов занимают естеств. стихии, из к-рых состоит все. Чарваки отрицали божеств. происхождение Вед, потусторонний мир, сверхъестеств. силы, провозглашали право человека на радости жизни. Большую роль в развитии античного атеизма сыграла атомистич. теорияДемокрита, Эпикура и Лукреция, выводом из к-рой была идея вечности и бесконечности мира, подрывавшая представление о мире как порождении богов. Атомизм содействовал борьбе со страхом смерти, культивировавшимся религ. учением о мрачном Аиде. Душа, согласно атомистам, состоит из атомов и разлагается вместе с телом; загробной жизни нет. Освобождение от страха смерти — одно из проявлений гуманизма античного атеизма. Античные атеисты впервые поставили вопрос о возникновении религии. Ксенофан полагал, что боги — продукт человеч. измышления; люди создали богов, наделив их своими чертами. Эвгемер из Мессены (4 в. до н. э.) считал богов обожествлен, историч. личностями. Причины возникновения религии усматривались в невежестве, страхе перед явлениями природы (атомисты), а также в обмане (софисты). В др. мире появляется и представление о гносеологич. корнях религии: так. Секст Эмпирик (кон. 2 - нач. 3 в.) отмечал, что ряд мыслителей связывали образованиеидеи бога с преувеличением в представлении свойств обыкновенного человека. Осн. приемами критики религии были указания на несоответствие религ. представлений фактам реальной жизни, раскрытие противоречивости положений религии, а также ее несостоятельность с т. зр. нравственности. Античные атеисты считали религию злом. Для Эпикура религия - «лживый домысел». Внушая страх перед богами и посмертной жизнью, она лишает человека счастья. Лукреций видел в религии источник преступлений. Путь преодоления религии видели в разъяснении естеств. сущности явлений, связываемых многими со сверхъестеств. силами, познании внешнего мира и духовного мира человека. Однако взгляды античных атеистов носили элитарный характер: освобождение от религии предназначалось не для всех. При этом античные атеисты не отвергали существования богов, придавая понятию бога нерелиг. смысл: Демокрит поставил богов в один ряд с др. естеств. явлениями; боги Эпикура живут в меж-мир. пространстве и не оказывают воздействия на земную жизнь. А. в р. о. был стимулирующим фактором развития культуры др. мира, несмотря на недостаточную разработанность, подчас наивность аргументации, умозрительный характер мн. положений. Достоинство А. в р. о. - в постановке вопросов атеизма, к-рые решались в последующие эпохи. Во 2—4-м вв. в связи с широким распространением мистич. настроений в Римск. империи в результате соц.-эконо-мич. кризиса атеизм утрачивает свои позиции; последний антич- ный атеист — Лукиан из Самосаты (2 в.), подвергший критике не только политеизм, но и христиансгво. Античные критики христианства - Цельс, Цецилий, Порфирий, Юлиан выступали уже с позиций скептицизма, оставаясь в целом на почве политеизма.
Поделиться: