Асмодей - это...

(евр. 'ašmedaj, греч. Άσμοδαίος), в иудаистических легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (ср. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться её браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Яхве и архангела Рафаила, удаётся прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3, 7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «божьих установлений» - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к 1 в. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутым Быт. 6, 2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии - перенос на А. в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. наделён амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удаётся опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», ср. сюжет Мидаса и Силена; «чудовища на человеческой службе», ср. рассказы о джиннах и т. п.); А., как и полагается захваченному чудовищу, выдаёт некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. показать свою мощь и отдаёт ему свой магический перстень (ср. мотив посрамлённой гордыни Соломона в исламских преданиях, см. Сулайман); А. немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. А. и здесь выдаёт свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнёр Соломона именуется Китоврасом (ср. греч. κένταυρος кентавр), в западноевропейских - Маркольфом (Морольфом, Марольтом).
Лит.: Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872; Rudwin М., Asmodeus, dandy among demons, "The Open Court", 1930, v. 44.
С. С. Аееринцев.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
персидский Аэма-дэв, Эшам-дэв парсов, согласно Бреалю, «злой дух похотливости», которого евреи знали под именем Ашмедай разрушитель Талмуд отождествляет его с Везельвулом и Азраэлем (ангелом смерти) и называет Царем чертей.
Библейская энциклопедия
Асмодей (Тов. III, 8-17) — злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших евреев, это главный из демонов, или царь демонов.
Философский словарь
Персидский Аэшма-дэв, Эшам-дэв парсов, "злой Дух Похотливости", согласно Бреалю, которого евреи присвоили под именем Ашмедай, "Разрушитель"; "Талмуд" отождествляет эту тварь с Вельзевулом и Азраэлем (Агелом Смерти) и называет его "Царем Чертей".
Философский словарь
(др.-евр. Ашмедай - искуситель) - злой дух, разрушитель браков. Упоминается в Талмуде (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс. религии. В славян, лит-ре 16-го и 17-го вв. миф об А. воспроизводится в «Сказании о Соломоне и...

Поделиться:

Реклама