Аскеты, Аскиты - это...
АСКЕТЫ, АСКИТЫ — в первые века христианства — постники и молитвенники, не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводящие жизнь в посте и молитве, не обязательно принимая службу в клире.
Слово "аскет", "аскит" означало на языке античных философов упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли (см. Аскетизм).
Как отмечали позднейшие богословы, А. христианские были близки по упражнениям своим к еврейским "терапевтам", о которых говорил Филон, хотя Евсевий Кесарийский в "Церковной истории" (кн. 2, ч. 17) и утверждал, что они (терапевты), по крайней мере позднейшие, были уже христианами. Иоанн Креститель и Анна-пророчица по роду жизни могут называться принадлежащими к А., но не к терапевтам, как и ученики евангелиста Марка. Ориген в трактате против Цельса дает имя А. всем, которые не только воздерживались от употребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня, равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам и пребывали большую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия и презрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу и неимущим давали право на почетное имя А. Они носили, если не особого покроя, то отличного от других цвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов, с употреблением поверх другой одежды "плаща философов". По этим признакам можно несомненно усмотреть в А. начало монашества. Не занимая должностей в клире, А. составляли в первоначальной Церкви особый класс верных, более прочих простых людей. Церковные писатели оставили имена многих прославившихся в свое время А. между удостоившимися страданий. Таковы были св. мученики: Лукиан, Петр Палестинский, Памфил, Селевкий, Юстин, Иоанн Египетский, Сульпиций Север, Паулин, Элиодор, Непоциан и св. отцы: Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин), Иоанн Златоуст, Амфилохий Понтийский, Афанасий Великий Александрийский, Мартин Турский и св. Антоний, считающийся основателем монашества.
Поделиться: