Ашторет - это...
АШТОРЕТ (иврит. от западносемит. "богиня") — именование в Танахе, или Ветхом Завете, западносемитской (финикийско-ханаанейской) богини плодородия, плодовитости, любви (сексуальности) и войны Астарты, являвшейся также богиней-воительницей и астральным божеством, связанным с вечерней и утренней звездой — планетой Венерой, которая выступала как олицетворение А. на звездном небе. Восточносемитским, или аккадским (ассиро-вавилонским), аналогом А. была Иштар, прототипом-двойником которой, в свою очередь, явилась шумерская Инанна — "владычица небес", богиня любви, плодородия и битв. А. считалась супругой Астара (с теми же функциями; мужская параллель А.). В Ханаане А. отождествлялась с Анат, супругой Баала, или Ваала, богиней войны. В мифе палестинского происхождения А. выступает как посланница богов к морскому божеству Йамму, решившему захватить власть. А. укоряет Алиййану-Балу (Баала Могучего) за убийство Йамму. Вероятно, поэтому А. связывалась с морем и водной стихией. Она также считалась богиней-целительницей. Однако главной функцией А. было обеспечение плодородия. Во время археологических раскопок в Палестине обнаружены многочисленные "таблички А.", на которых изображена обнаженная фигурка богини. А. особо почиталась в Угарите, Цидоне (Сидоне), Карфагене, на Кипре. Наряду с другими переднеазиатскими божествами была заимствована египтянами (отождествлялась с Иштар и египетской Сехмет). Черты А. и Анат слились в образе Атаргатис. В эллинистическую эпоху А. была отождествлена с греческой Афродитой, а затем — римской Юноной.
А. — одна из самых часто упоминаемых языческих богинь в Библии. Распространение ее культа в Израиле было связано в первую очередь с влиянием финикийского города Цидона. Еврейские пророки и прислушивавшиеся к ним цари вели упорную борьбу с языческими культами, в том числе и с культом А. Ее имя часто фигурирует в Танахе во множественном числе — Аштарот — и на языке пророков является обозначением идолопоклонста в целом, как и Баалим (Баалы). Так, Шемуэль [см.] (Самуил), первый великий пророк начинающейся эпохи Царства, говорил своему народу в годину бедствия — филистимского нашествия: "...если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт, и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному; и Он избавит вас от руки Филистимлян" (1 Цар 7:3; здесь и далее — Синодальный перевод). И далее древний летописец сообщает: "И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт, и стали служить одному Господу" (1 Цар 7:4). Однако языческое влияние на маленький островок монотеизма, какой являл из себя Древний Израиль, было достаточно сильным, и периодически определенная часть народа исповедовала языческие культы, особенно под влиянием нечестивых царей. Даже царь Шеломо [см.] (Соломон), следовавший Завету (см. Берит) с Единым Богом, как и завещал ему отец его Давид, под старость, согласно библейскому тексту, начал склоняться к иным богам (во многом под влиянием чужеземных жен), в том числе и к А.: "И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому..." (3 Цар 11:5). Следуя библейской логике, именно это стало причиной страшного наказания Шеломо через его сына Рехавама (Ровоама) — раскола Израильского царства. Впоследствии благочестивый царь Йошияѓу [см.] (Иосия), проводя монотеистическую реформу, уничтожил жертвенники на высотах справа от Масличной горы, посвященные А. — "мерзости Сидонской" (4 Цар 23:13). По-видимому, именно А. имел в виду пророк Йирмеяѓу [см.] (Иеремия), который сурово упрекал иудеев, бежавших от вавилонян в Египет, в поклонении "богине неба" (Иер 44:15—26). Так как А. связывалась в языческом сознании, прежде всего, с плодовитостью, ее имя вошло в библейский иврит как имя нарицательное для обозначения приплода скота — именно во множественном числе: аштерот (Втор 7:13; 28:4, 18, 51).
Г. В. Синило
Поделиться: