Ашера - это...
АШЕРА — в Танахе, или Ветхом Завете, передача на иврите имени угаритско-финикийской богини Асират, или Асирту, хеттской Ашерту, аморрейской Ашрату; в русском Синодальном переводе передается как Астарта или выражениями "дубрава", "идол дубравный". А. — одна из древнейших богинь семитского пантеона; в западносемитской мифологии — супруга или дочь верховного бога Илу, мать богов и людей, владычица мира и одновременно великая владычица моря (в угаритских текстах именуется "Великая Асират Морская"). В угаритских мифах об Алийяну-Балу (Силаче Балу, Баале Могучем) А. выступает как одна из главных героинь. Она помогает Балу добиться от Илу разрешения на строительство для него особого дома. Однако после смерти Балу его супруга Анат упрекает А. в гибели супруга. По настоянию А. Илу передает власть над миром Астару (мужская параллель Ашторет [см.], или Астарты, и Иштар). В хеттской передаче известен североханаанейский миф, согласно которому А. пыталась соблазнить Балу, но тот рассказал о ее домогательствах Илу. По приказанию последнего Балу выполняет желания А. и унижает ее, после этого между Балу и А. окончательно пролегает вражда. Весьма сходным является сюжет аккадской (ассиро-вавилонской) мифологии об Иштар и герое Гильгамеше, которому богиня предлагает свою любовь, но тот ее отвергает; в ответ на это Иштар насылает на Урук, в котором царствует Гильгамеш, небесного быка, угрожающего уничтожить город. Кроме того, А. самостоятельно почиталась аккадцами, а также йеменцами. Культ А. был связан с культами плодородия и сексуальности, при этом важную роль играли фаллические символы. Статуи А. чаше всего устанавливались в рощах (дубравах), считавшихся священными и служившими местом отправления оргиастического культа.
Древнееврейским монотеистическим сознанием А. воспринималась как символ языческого мира, идолопоклонства как такового, равно как и Ашторет (в русскоязычной версии также именующаяся как Астарта) или Баал [см.] (Ваал). Культ А. резко осуждался пророками и благочестивыми царями Иудеи. Так как имя А. стало нарицательным обозначением языческого идола, устанавливаемого в "священных" дубравах, в русском Синодальном переводе имя А. чаще всего передается как "дубрава", "идол дубравный" и т. п. или отождествляется с именем Ашторет. Особенно настойчиво культ А. насаждался в Северном Израильском царстве при царе Ахаве и его супруге Изэвель (Иезавели), финикиянке по происхождению: "И сделал Ахав дубраву (в оригинале — А. — Г. С.), и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева" (3 Цар 16:33). Согласно библейскому тексту, Изэвель держала при своем дворе наряду с прорицателями и жрецами Бааля (Ваала) "четыреста пророков дубравных" (3 Цар 18:19; в оригинале — "пророки А."), которые были пострамлены пророком Элияѓу [см.] (Илией) на горе Кармель (Кармил), а затем истреблены им возле реки Кишон (Киссон). Идолов А. уничтожали иудейские цари Аса и Йошияѓу (Иосия). Весьма часто в Танахе слово "А." во множественном числе (ашерим и ашерот) служит для обозначения деревянных идолов и других культовых языческих предметов, священных деревьев и рощ, в которых отправлялись культы языческих богов. Так, в Книге Второзакония (см. Дварим; см. также Тора) о язычниках сказано: "...жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи (в оригинале — ашерим. — Г. С.) их вырубите, и истуканы их сожгите огнем" (Втор 7:5). Отсюда и указание избранному народу, заключившему Союз (см. Берит) с Единым Богом: "Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего..." (Втор 16:21). В Книге Судей (см. Пророки) Гидон [см.] (Гедеон) по велению Господа разрушает жертвенник Баала и срубает священное дерево (ашеру), посаженное при нем.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: