Арон - это...

АРОН (Аron) Реймон Клод Фердинанд (1905-1983) - французский философ, социолог, публицист Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924-1928) С 1930 - профессор Кельнского, затем Берлинского университетов После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете В 1955-1968 - зав кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 - зав кафедрой современной цивилизации в "Коллеж де Франс" С 1962 - вице-президент Всемирной социологической ассоциации С 1963 - член Французской академии моральных и политических наук Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов В ранний период творчества испытал влияние баден-ской школы неокантианства, особенно своего учителя Л Брюневиля, а затем - МВебера и Гуссерля Опубликовал более 60 крупных монографических исследований, в которых философская рефлексия органично взаимопереплетается с теоретическими социологическими изысканиями, а также с исследованиями эпистемологических и методологических проблем исторического познания Основные собственно философские работы А: "Критическая философия истории" (1935), "Измерения исторического сознания" (1961), "Разочарование в прогрессе" (1963), "Эссе о свободах" (1965), "От одного святого семейства к другому Очерки о воображаемых марксизмах" (1969), "В защиту упадочной Европы" (1977) и др К А вполне применима оценка данная им Кон-ту: философ в социологии, социолог в философии Социальная действительность и процесс ее исторического развития, согласно А, в своих основных структурах надындивидуальны и подвластны строго научному анализу Однако, это не отвергает микроанализа, раскрывающего намерения, ожидания, мотивы поведения действующих в исторических процессах лиц Такой подход позволяет постигнуть все области социального целого в их связи между переменными величинами А - один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность построить единственно верную "неидеологическую" теорию общества, изучающую "то, что есть в действительности" В 1963 А опубликовал курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1955-1956 под названием "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе" Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 60-70-х на Западе теории индустриального общества Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция технологического детерминизма, базирующегося на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии Понятие техники А трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности Понятие "индустриального общества" дало А возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста - культурного, цивилизационного, политического Поэтому максимизация роста - производства или потребления, с точки зрения А, не является абсолютным благом, и общественное развитие не следует понимать как "бег на скорость" Согласно А, в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума Тем не менее, вопреки широко распространенной точке зрения, А никогда не являлся апологетом теории конвергенции: он еще в 1966 предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада Отмирание тоталитарных политических систем и идеологий, опиравшихся, в частности, на марксову концепцию исторического закона, обусловливается, по А, с исторической обреченностью марксистско-ленинской теории общественного прогресса А утверждал, что "только либералы, пессимисты и, быть может, мудрецы призывают человечество брать на себя лишь те задачи, которые оно может выполнить Поэтому они не делают историю и довольствуются тем, что комментируют ее Марксисты принадлежат к другому семейству Они соизмеряют задачи не со своими силами, а своими мечтами" В контексте обсуждения проблемы смысла и ценностей эволюции человеческой цивилизации симпатии А на стороне гуманистической направленности социального знания, его "человеческого измерения" Такой теоретико-методологический подход, в его понимании, позволяет философско-социологическим концепциям углубляться в сложную сеть человеческих поступков Основными компонентами и одновременно стержневой линией развертывания последних являются: связь "средства-цели", мотивации поведения, система ценностей, побуждающая людей совершать те или иные действия, а также ситуации, к которым действующий субъект адаптируется и в зависимости от изменения которых он определяет свои цели История, по А, не может быть полностью обыденным знанием, поскольку это элиминирует ощущение свободы в истории: исторический макроанализ призван раскрывать намерения действующих в исторических событиях лиц Только определенная философская система, по мнению А, может обеспечить историческую реконструкцию существенных связей между разнообразными данными о прошлом


Поделиться:

Реклама