Аристотель - это...
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до нэ) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Родился в Стагире, во Фракии В 367 до нэ переехал в Афины и стал учеником Платона В 335 до нэ основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем А обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин Явился основоположником формальной логики, открыв модально-временную логику и систему силлогистики, а также неформальной логики, разработав теорию аргументации Дошедшие до нас сочинения А условно можно разделить на семь частей Логические трактаты: "Категории", "Об истолковании", "Аналитика первая и вторая", "Топика", "О софистических опровержениях", "Риторика" Физико-астрономические сочинения: "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорологика" Трактат о "первой философии": "Метафизика" Биологические трактаты: "О душе", "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О движении животных" Этические сочинения: "Никома-хова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" Социально-политические и исторические сочинения: "Политика", "Афинская полития" Эстетический трактат: "Поэтика" По утверждению Гегеля, А впервые делает философию научной, осуществляя умозрение в форме спекулятивных понятий Однако части философской науки располагаются им не системно, их связь как бы "заимствуется из опыта" Тем не менее, невзирая на отсутствие единого "движения науки", представленного гегелевским методом, у А мы находим "целостную спекулятивную философию" Предметом "первой философии" как науки особого рода А выделял то, что называется "сущим как таковым" - сущее в аспекте его четырех причин: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели Перечисленные четыре начала определяются, исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель - понятие действительности, при этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения - конкретное Исходя из нового понимания предмета "первой философии", А подверг критике платоновскую теорию идей как явно ненаучную Следуя рассуждениям самого Платона, А показал, что идеи - либо действительность без возможности, либо возможность без действительности В первом случае эйдосы, будучи чистой действительностью, не являются материальной причиной Однако, не имея в себе материального начала, они не могут быть и формальной причиной, так как форма не отделима от материи (одна и та же для чувственного и сверхчувственного мира) Таким образом, идеи ничего не дают для познания вещей, не являясь ни их формой, ни их материей Во втором случае, как чистая возможность, идеи - это не целевая причина, следовательно, и не начало движения, потому что вечные и неизменные идеи не могут служить источником движения в предметном мире Выходит, что они ничего не дают и для бытия вещей Не являясь ни одной из четырех причин, эйдосы без надобности раздваивают мир сущего Благодаря учению о четырех причинах, А решает теоретические вопросы как "первой философии", так и физики и биологии, поэтому "первая философия", физика и биология у него тесно переплетены Основное понятие А - "перводвигатель", Бог или "последняя форма" Следует отметить, что эта "форма без материи" представляет собой не чистую формальную причину, как позднее полагала схоластика, а своеобразное единство формальной, движущей и целевой причин Сущность "последней формы" - вечная актуальность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины В "перводвигателе" действительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения "Последней форме" противостоит чистая материальная причина, возможность как таковая Это второе основное понятие А Материя лежит в основе всех противоположностей, главные из которых образуют четыре элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), вода (холодное и влажное), земля (холодное и сухое) Всякая случайность есть проявление материального начала, то есть переход от одной противоположности к другой (возникновение и уничтожение) Комбинации из четырех элементов, вызванные действием материальной причины, образуют весь предметный мир Эфир, пятый элемент, в отличие от четырех других, является невозникшим, неуничтожимым и неизменяющимся В нем нет ничего противоположного, поэтому он лишен материи Из эфира состоит крайняя сфера неподвижных звезд Эта сфера совершает бесконечное, непрерывное и равномерное движение по кругу Ее движение есть одно изменение, без возникновения и уничтожения (двигаясь по кругу, из точки X мы движемся к точке X), вследствие чего крайняя сфера есть чистое начало движения Помимо этого совершенного вида движения, выделяются еще два не менее основных: прямолинейное к центру, направленное вниз (Земля - центр Вселенной), и прямолинейное к периферии (Вверх) Прямолинейное движение есть чистая целевая причинаДвижение по прямой осуществляется через стремление элементов к их "естественным местам" Вода и земля стремятся вниз, а огонь и воздух - вверх Этому движению соответствует возникновение и уничтожение (двигаясь по прямой, из X мы движемся к не-Х) Смешение кругового движения (движущей причины) и прямолинейного (целевой причины) образует остальные виды движения - движения неравномерные, в них целевая причина не совпадает с движущей Непосредственно в основе каждой вещи чувственного мира находится именно этот смешанный вид движения, детерминирующий конечность всякого предмета Вещи с более выраженной целевой причиной делятся на те, которые существуют по природе, - это одушевленные тела, и те, которые существуют вопреки природе, - это искусственные предметы Первые, обладая душой, могут иметь начало движения в самих себе Вторые создаются из цели (замысла) творца, для них движущая причина - форма как эталон изделия Одушевленное тело есть сочетание формальной и целевой причин (душа - "форма тела, обладающего в возможности жизнью") Движущая причина свойственна органическому телу лишь отчасти, одушевленное тело не может совершать произвольные движения постоянно "Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность (форма) одушевленных тел" Искусственный предмет обладает только формальной причиной Например, "топор" - это не душа, а форма, потому что в самом топоре нет целевой и движущей причины Психологические феномены А рассматривал отдельно логическим и физиологическим способом Например, "гнев", с логической стороны, есть желание возмездия, а с физиологической - вскипание крови в сердце А выделял три типа души Под действием целевой причины из растительной (питающей) души развивается животная (ощущающая) душа, а из нее - человеческая (разумная) "Целостная спекулятивная философия" А представлена учением о четырех причинах Так что любое понятие "первой философии", физики или биологии определяется через соотнесение с такими спекулятивными понятиями, как форма, материя, начало движения и цель Для этических воззрений А характерно понимание природы добродетели как середины между двумя крайностями Например, дружба, будучи добродетелью, находится между себялюбием и самоотречением Определение понятия добродетели следующее Добродетель это "порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением" Отсюда к добродетели следует отнести, во-первых, выбор правильных средств, то, что является предметом рассудительности, и, во-вторых, следование добропорядочной цели - правильному предмету желания А подверг критике этику Сократа за то, что в ней добродетель понимается исключительно как бесстрастный разум, то есть добродетелью считается лишь выбор правильных средств Деятельность души сообразно добродетели приносит благо, одновременно удовольствие и счастье Цель государства видится А в благой жизни всех ее членов, для этого граждане должны быть добродетельными Правосудие и дружба - основа нормального государственного устройства Рабство, по А, является этически оправданным "Всякое рабство противно природе", но поскольку рабу не свойственна рассудительность (выбор правильных средств), он лишен и добродетели Раб способен выполнять только физическую работу, тем самым он призван подчиняться, выполняя роль инструмента Логика у А - одновременно и теория познания Деление знания на достоверное и вероятностное в теории познания соответствует более глубинному делению всех логических выводов на силлогизмы аподиктические (о достоверном) и диалектические (о правдоподобном) Аподиктический вывод дает простой категорический силлогизм Диалектический силлогизм в качестве своей посылки включает некую типическую аргументацию, которая называется "общим местом" (топом) Таким образом вероятностный вывод учитывает привычные точки зрения ("мнения"), исходя из которых рассматривается любой предмет Дедуктивный и вероятностный выводы А дополняет выводом индуктивным ("наведением") Поскольку понятия о сущем различаются степенью общности, существует иерархия родовых отличий Высшие роды для подлежащих называются категориями, к ним А относит сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание Высшие роды для сказуемых называются предикаби-лиями, это определение, род, собственное и привходящее А первым сформулировал три основных логических закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего В модальной логике А неявно различает унилате-ральную возможность ("возможно S") и билатеральную возможность ("возможно S и возможно не-S") Творческое наследие А оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы Учение А до сих пор остается образцом системно выстроенной философии
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: