Аренд - это...

АРЕНД (Arendt) Ханна (1906-1975) - немецко-американский философ и политолог, доктор философии (1928), член-корреспондент Германской академии языка и литературы (ФРГ), действительный член Американской академии политических наук В работах "Происхождение тоталитаризма" (1951), "Положение человека" (1958), "Между прошлым и будущим Шесть упражнений в политической мысли" (1961) и др исследовала социоантропологические категории труда, производства и торговли, политические феномены революции и свободы, а также сформулировала основы современного понимания тоталитаризма как общественного феномена 20 в Важнейшей особенностью творчества А является интенция на аналитику крупномасштабных социальных феноменов и процессов ("Между прошлым и будущим") в максимальном приближении их к масштабу индивидуально-конкретной человеческой жизни ("удел человека") С точки зрения А, центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, который в индивидуально человеческом измерении предстает в качестве возможности реализовать себя как в общественно-гражданской, так и в частной сферах Нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни Так, дисбаланс в пользу публичности, характеризующий тоталитарные общества, предельно расширяет границы официальной легитимности, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере Между тем, согласно концепции А, индивидуальность человека, делающая осуществимыми главные репертуары его жизни, требует для собственного существования некого "приватного адреса" - неотчуждаемую ни при каких условиях "частную долю мира, фрагмент бытия", внутри которого творится частная жизнь, защищенная от вмешательства публичности, как на уровне коррекции, так и на уровне оценки Разрушение таких преград между личностью и внешним миром (в первую очередь - государством) необходимо ведет к гибели человеческой индивидуальности Жизненные ценности индивидуального (и - одновременно - исконно общечеловеческого) порядка заменяются идеологическими догмами, функционирующими в массовом сознании, с одной стороны - как догматы, ибо требуют бездоказательного принятия на веру и беспрекословной верности идее, а с другой, - как клише, ибо предполагают стереотипные формы поведения, социальный "автоматизм" Не менее значимой для жизни является, однако, и сфера публичности Согласно концепции А, именно и только здесь (а именно - в сфере политики) возможен такой феномен, как свободаПонятие свободы в системе А очень значимо и многозначно: наряду с традиционным его толкованием, А выявляет и новые пласты его содержания Прежде всего, А фиксирует, что свобода в сфере политики выступает как "сопротивление" - в контексте воздействия, как "особое личное мнение" - в контексте несогласия В этом смысле в зоне приватности, где "свободность" человека задана как изначальная (по определению), свобода не конституируется в качестве спцифичного феномена И как исполнительское искусство не только требует взаимодействия между исполнителем и адресатом, но и является формой этого взаимодействия, так и свобода задает новые формы публичности Креационный потенциал свободы, который инспирирует "начинание нового", фиксируется А как реализующийся в особом срезе человеческой жизнедеятельности - "активности" В отличие от "труда" (labour), обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма, и "производства" (work), воспроизводящего неорганическое тело цивилизации, "активность" (action) выстраивается в рамках не субъект-объектных, но субъект-субъектных отношений Она принципиально коммуникативна и именно в контексте свободной коммуникации человек выступает не как "рабочее животное" (animal labourer) или "человек производящий" (homo faber) (в - соответственно - labour и work), но как творческий субъект "начинания нового" Источник свободы, таким образом, выводится А как за пределы интеллектуальной сферы, так и за пределы эмоционально-волевой (ибо, если разум формулирует цели, достижение которых вынуждает человека сообразовываться с требованиями внешних условий, то воля не позволяет ему отступить) "Активность", в сущности, внепрагматична и осуществляющееся в ее рамках общение есть цель самого себя Между тем, свобода как проявление этой "активности" (избыточный продукт непрагматичного процесса) оказывается чрезвычайно значимой и "полезной" для общества, инспирируя его к новому, к "рождению того, чего еще никогда не бывало" Именно свобода, по А, в состоянии преодолеть даже барьеры тоталитарных общественных систем В социально-событийной системе отсчета свобода реализуется, по А, как революция, которая не только разрушает "окаменелость" тоталитаризма, освобождая человека от ложных идеологических догм, но и привносит в мир "рождение нового" Таким образом, поскольку творческая креация нового возможна лишь для человека, обладающего индивидуальностью, воспитанной в рамках частной жизни, постольку свобода выступает связующим звеном между публичностью и приватностью, всеобщей историей и "уделом человека" Универсальные определения каждого существования, по А, - "ро-жденность" и "смертность" И, если на уровне индивида "рож-денность" реализуется в "активности", те в создании нового, то "смертность" - в утрате креативности, а значит - и индивидуальности Соответственно этому, и на уровне общества "смертность" есть не что иное, как лишение человека индивидуальности, предпринятое в качестве масштабной акции, разрушение сферы приватности, те, иными словами, тоталитаризм, предполагающий "тотального человека", представителя массы как конгломерата, целостность и сплоченность которого не имманентна, но является результатом целенаправленного насилия посредством идеологической обработки с последующим политическим манипулированием "Рожденность" же на уровне общества есть "революция" как "перехват истории" и прорыв к творчеству и свободе


Поделиться:

Реклама