Априори - это...
АПРИОРИ (лат a priori, букв - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И Канта Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально Априорное знание противоположно апостериорному Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А и познание причины из ее действия - апостериорное познаниеЛейбниц изменил смысл термина "априорное", предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл "вечными истинами", и приравнивал познание А к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию Благодаря Вольфу, понятие А вошло в немецкую философию и было принято Кантом Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: "хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта" Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание "складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой" Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание Такое познаниеКант и называет априорным В дальнейшем, Кант будет считать априорными только те знания, которые безусловно не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит "чистые априорные" - те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того - те, которые имеют всеобщий и необходимый характер Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще - законы, принципы и тп Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: "все", "вся" и тд, утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным - доопытным или внеопытным образом Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта Суть кантовского априоризма заключалась таким образом в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала - необходимости и всеобщности Кант различал априорные формы чувственности - пространство и время и априорные формы рассудка - чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств В современной методологии науки, к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциональности
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: