Апостериори - это...
Латинское слово, означающее исходя из того, что следует. Используется для описания индуктивно построенной гипотезы или аргумента, то есть таких, в которых причина выводится логически, исходя из известного набора фактов.
Апоплексия~Внезапная потеря сознания и последующий двигательный паралич, вызванный кровоизлиянием в мозг, эмболией или тромбозом.
Аппестат~Термин, иногда используемый для обозначения области (или областей) в гипоталамусе, которые, как считается, играют важную роль в контроле аппетита.
Апперсонализация~Психотическийбред, в котором кто-то отождествляет себя с кем-то другим. Следует различать с неспециальным термином воплощение, когда у индивида нет бреда.
Аппаратура~В компьютерной терминологии – физический прибор, в противопоставление программам или программному обеспечению.
Апперцептивная Агнозия~См. агнозия, апперцептивная.
Апперцептивная Масса~См. апперцепция (2).
Аппарат~1. Наиболее распространенное значение в психологии: любой прием или инструмент, разработанный, чтобы способствовать проведению экссперимента. 2. В физиологии, любая группа органов, частей и тканей, которая функционально скоординирована. Здесь всегда используются уточняющие слова, например, термин голосовойаппарат, обозначающий полный набор структур и органов, предназначенных для продуцирования звуков.
Апперцепция~1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, ясную фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении. 2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и понимание зависят от осознания связей между новыми идеями и уже существующим знанием, является аксиоматическим почти для всех теорий обучения и для практики. 3. В. Вундт (1832-1920) также употреблял этот термин подобным образом для обозначения активного умственного процессавыбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания. Сейчас этот термин редко используется в экспериментальной психологии. Однако концепции, лежащие в его основе, важны, и усилия опять ввести его в употребление с более современным, когнитивным уклоном были бы оценены многими представителями когнитивной психологии.
Аппетитный~Имеющий отношение к аппетиту. Часто используется для обозначения положительного подкрепления, которое принимается внутрь. Таким образом пищевое подкрепление для голодного организма является аппетитным подкреплением. См. аппетит (1).
Аппетит~1. Термин заимствован непосредственно из латинского, означает стремление к. Этот смысл заключается в большинстве использований данного термина в психологии. Вообще, мотивационные системы, связанные с аппетитом, формируются на основе нормального физиологического функционирования, например, голод, жажда, секс и т.п. Наблюдаемая иногда тенденция ограничивать употребление этого термина пищей и едой ошибочна. Кроме того, многие современные способы употребления имплицитно выражают представление о том, что аппетит может быть приобретен или изменен. Можно говорить о развитии аппетита в отношении необычной пищи или необычных сексуальных предпочтений. 2. В некоторых более старых работах, особенно школы гормической психологии Макдугалла, – инстинкт. Но о трудностях в значении и использовании см. этот термин.
Апраксия~Из греческого, означает без движения. Следовательно, частичная или полная потеря способности совершать целенаправленные движения. Термин употребляется только в отношении состояний, возникающих в результате повреждений коры головного мозга при отсутствии паралича или потери чувствительности. – очень общий термин; конкретные формы даны в последующих статьях. Обратите внимание, однако, что термин употребляется очень непоследовательно. То, что приводится здесь как значение термина идеаторная апраксия, например, иногда обозначается термином идеомоторная апраксия. Читателю следует быть внимательным. Прилагательное – апраксический.
Апраг Шкала~Введенная Виржинией Апраг, американским врачом, шкала физического состояния новорожденного, включающая пять измерений (частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, окраска кожи и рефлекторная возбудимость). Обычно оценка по шкале Апраг производится сразу после рождения (в течение одной минуты) и еще раз через четыре минуты.
Апраксия Амнестическая~Формаапраксии, характеризующаяся неспособностью совершать последовательные движения по чьей-либо просьбе. В большинстве случаев проблемы связаны с памятью; пациент не может вспомнить команду о следующем движении, когда подходит время для его совершения.
Апраксия Акинетическая~Формаапраксии, характеризующаяся неспособностью совершать произвольные движения.
Аппорт~Гипотетическое перемещениеобъекта в определенное место паранормальным способом. См. парапсихология для дальнейшего обсуждения этих и других подобных феноменов.
Апраксия Идеаторная~Неверное использование объектов вследствие неспособности правильно их идентифицировать или понимать свойственные им функции.
Апраксия Идеокинетическая~Формаапраксии, характеризующаяся неспособностью выполнять ряд последовательных движений. Пациент может выполнить каждое движение отдельно, но путает их последовательность.
Апраксия Глазная~Апраксия, при которой пациент неспособен фиксировать взгляд; его взгляд все время перемещается с объекта на объект.
Апраксия Идеомоторная~Формаапраксии, характеризующаяся неспособностью выполнить правильно отдельное сложное движение. Пациент совершает нецелесообразные движения.
Апраксия Конечностей~Апраксия, характеризующаяся (а) движениями не той конечности, которой нужно, (б) неверными движениями той конечности, которой нужно, или (в) правильными движениями конечностей, но в неправильной последовательности. Иногда для симптомов (а) и (б) используется термин идеокинетическая апраксия, а для (в) - идеомоторная апраксия.
Апраксия Конструктивная~Апраксия, характеризующаяся нарушениемспособности рисовать или конструировать объекты из различных элементов, например из стандартных блоков. Возникает в результате повреждения правого полушария головного мозга, обычно правой теменной доли.
Апраксия Левая Теменная~Лимбическая апраксия, вызываемая повреждением задней доли левого полушария головного мозга.
Апраксия Моторная~Общий термин для обозначения любой из форм апраксии, включающих неспособность выполнять запланированные действия, например, идеомоторной апраксии и идеокинетической апраксии.
Априори~В переводе с латинского означает исходя из того, что предшествовало. Рассуждение, строящееся дедуктивно, как, например, гипотеза, сформированная на основе положений, предварительно сформулированных, или принципов, предварительно принятых.
Апраксия Симпатическая~Лимбическая апраксия, вызванная повреждением передней доли левого полушария.
Априорная Валидность~См. валидность априорная.
Априоризм~Доктрина, утверждающая, что в сознании содержатся врожденные идеи и что вследствие этого истинное знание может не зависеть от опыта. Ср. с эмпиризмом.
Апраксия Мозолистого Тела~Лимбическая апраксия, вызванная повреждением передних отделов мозолистого тела.
Априорные (или Плановые) Тесты~Статистическая процедура, применяемая вместо полного дисперсионного анализа, позволяющая проверить значимость отдельного сравнения. Такие тесты могут в принципе использоваться только, когда экспериментальные гипотезы показывают, что в этих данных можно ожидать проявления каких-то конкретных эффектов, независимых от общих данных. Ср. с тестами апостериори.
Апрозексия~Неспособность концентрироваться. Эта проблема может возникать вследствие нарушений чувствительности или мышления.
Апросодия~Нарушение речи, характеризующееся потерей способности правильно использовать различные просодические характеристики, такие как ударение, колебания тона, интонация и эмоциональные жесты. Предполагается, что это связано с повреждениями правого (или недоминантного) полушария.
Аристогеника~Иногда употребляется как синоним понятия евгеника.
Арифметическое Расстройство, Возрастное~Название синдрома, характеризующегося тем, что ребенок проявляет значительно более низкие успехи в арифметике, чем можно было бы ожидать исходя из стандартизированных тестов, возраста, школы, коэффициентаинтеллекта и т.д.
Араго Феномен~Относительная нечувствительность к свету в самомцентре поля зрения при очень слабом освещении.
Арго~Формальный термин, означающий сленг. Особенно специализированный сленг, который отражает общий и уникальный опыт какой-то конкретной группы. Первоначально арго употреблялось для обозначения языка криминальных групп, теперь он используется более широко и встречается даже сочетание арго ученого. См. жаргон.
Арифметическое, Среднее~См. среднее арифметическое.
Арифметический Ряд~Ряд, который увеличивается или уменьшается на постоянную величину, например, 2, 4, 6, 8, 10, 12... – арифметический ряд. Ср. с геометрическим рядом.
Аритмия~Отсутствие нормального ритма или сбой в нормальном ритме; неравномерность.
Аритмомания~Буквально – счетное безумие. Компульсивный, патологический, навязчивый счет объектов, событий и т.д.
Аристотелевский~Имеющий отношение к доктринам греческого философа IV в. до н.э. Аристотель утверждал, что человек – рациональное животное, наделенное врожденной способностью приобретать знания из чувственного восприятия, и что знание – результат дедуктивного вывода универсальных законов и принципов из воспринимаемой информации, а не восстановление врожденных идей, как считал Платон. Термин также употребляется в отношении аристотелевской методологии, в которой обнаруживаются араллели с его психологической теорией. Он выступал за использование тщательного наблюдения за явлениями природы и точной их классификации. Следовательно термин часто используется как синоним эмпирического метода. Однако Аристотель также формализовал систему логики дедуктивных суждений, так что термин часто используется и для обозначения этой формы логики. В наиболее общем значении термин может употребляться в отношении принципа тщательного дедуктивного вывода знания, научного или личного, из систематических наблюдений за естественными событиями.
Ареола~1. Пигментированный участок, окружающий сосок груди. 2. Часть радужки, непосредственно прилегающая к зрачку глаза.
Армейские Альфа (и Бета) Тесты~Два общих тестаинтеллекта, разработанных для тестирования новобранцев в Армии США во время первой мировой войны. Это были одни из первых больших, используемых для работы с группой, тестов интеллекта, разработанных психологами. Бета-тест был невербальным тестом, разработанным для неграмотных и эмигрантов, недавно прибывших в Америку, которые плохо знали английский язык; альфа-тест был стандартным тестом, выявлявшим вербальные навыки.
Артериосклероз~Общее название для различных патологических состояний, при которых наблюдается отвердение, утолщение стенок и потеря эластичности кровеносных сосудов, особенно артерий.
Артистическое Расстройство Личности~Расстройство личности, обычно характеризуемое незрелостью, эгоцентричностью, привлечением внимания, манипулятивностью и очень часто некоторой соблазнительностью. Такие люди чрезмерно драматичны, реактивны и интенсивны в своих межличностных связях и нередко играют такие классические роли, как принцесса или жертва. Также называется истерической личностью.
Артификализм~Термин Пиаже, употребляемый для обозначения тенденции считать мир созданным людьми и, следовательно, различные природные явления (звезды, солнце, цветы, дождь) – результатом человеческой деятельности. Это характеристика крайне эгоцентрической точки зрения ребенка на дооперациональной стадии развития, следыартификализма обнаруживаются в мифах и легендах многих (если не всех) культур.
Артрит~Воспаление сустава.
Артро~Составная часть слова, используемая для обозначения сустава или системы связок сустава.
Артефакт Культурный~Артефакт, который имеет культурно-обусловленную форму и функции.
Артефакт~Вообще – любой объект, созданный или модифицированный людьми.
Артикуляционная Память~Предполагаемая система памяти, в которой хранятся слуховые (и, возможно, даже визуальные) сигналы в той форме, которая отражает их артикуляционные свойства Ср с акустической памятью, механизм запоминания которой, как предполагается базируется на сенсорных системах восприятия звуков.
Артериосклеротическая Деменция~См. деменция при обширном инфаркте.
Артикуляция~Продуцирование звуков речи сложными движениями органов речи, артикуляторов. Следовательно, это значение относится только к продуцированию согласных звуков и дифтонгов, тех фонетических элементов речи, для произнесения которых требуются движения языка, челюстей, губ, глотки, и т.д. Гласные, строго говоря, неподвижные фонетические элементы, и обычно их продуцирование не рассматривается как часть артикуляции. Это хорошее различение, однако ему не всегда следуют, не заботясь о неспециалистах, которые будут читать эти узкоспециальные работы.
Аромат~1. Сенсорное восприятие пахнущего газообразного вещества. 2. Само это вещество. См. обоняние, обонятельный и т.д.
Арфы, Теория~См. теории слуха.
Артерио~Составная часть слова, обозначающая артерия или артериальный.
Артефакт Статистический~Неверный или вводящий в заблуждениелогическийвывод, полученный в результате предвзятости экспериментатора при сборе или анализе данных или интерпретации этих результатов.
Архе~Составная часть слова, обозначающая начало.
Асимметрия~Отсутствие симметрии. Широко используется при описании тел, органов, структур, распределений, логических отношений, межличностных взаимоотношений и т.д., где наблюдается несоответствие между двумя сторонами. О различных нюансах значения и использования см. в статье симметрия.
Архитектонический~Систематический, хорошо структурированный, упорядоченный. Используется прежде всего в нейропсихологии для обозначения организованной структуры нервных путей и центров.
Асимметричное Распределение~См. асимметрия.
Асенестезия~Ухудшение общего самочувствия. Следовательно, также: 1. Ухудшение здоровья. 2. Отсутствие нормального восприятия своего тела.
Асимболия (асимволия)~Частичная или полная потеря способностипониматьзначение символов. Некоторые специалисты рассматривают ее как форму афазии, а другие предполагают, что в некоторых случаях она имеет функциональное (не-органическое) происхождение; вариант – аземия.
Архетип~1. Вообще – первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип. 2. В юнговской характеристике души, наследственные, бессознательные идеи и образы, которые являются компонентами коллективного бессознательного. Хотя он предполагал существование множества архетипов, считалось, что некоторые из них достаточно развиты, чтобы рассматривать их как отдельные системы; см., например, анима, анимус, персона, самость, тень.
Архетипическая Форма~См. первоначальныйобраз.
Асексуальный~1. Буквально – бесполый или лишенный сексуальности. 2. Характеристика размножения без соединения двух половых клеток. Ср. с половым размножением.
Асимметрия~Степень, в которой кривая распределения отклоняется от идеальной симметрии. описывается как положительная (или правая) или отрицательная (или левая) в зависимости от того, к значениям какой модальности тянется хвост распределения. – третий момент (2) распределения.
Асинергия~Частичная или полная потеря координации между группами мышц, участвующими в сложных моторных действиях. Обычно требуемые реакции скорее выполняются последовательно, чем как скоординированное целое действие. Это расстройство наблюдается в случаях заболеваний или повреждений головного мозга, вариант: диссинергия.
Асимптота~1. В математике – предел кривой математической функции, линия, к которой кривая приближается, но которой никогда не достигает. 2. В отношении поведения – установившееся состояние, достигнутое после того, как больше никакие дальнейшие изменения в поведении не обнаруживаются. Строго говоря, это последнее использование не зерно, так как теоретически (то есть согласно первому значению) асимптота никогда фактически не может быть достигнута. Однако психологи часто говорят о субъекте, который достиг максимального уровня в какой-то деятельности или учении, как о находящемся на асимптоте.
Аспарагиновая Кислота~Аминокислота, которая как предполагается, является нейромедиатором.
Асоциальный~1. Не относящийся к обществу или социальным проблемам. Это значение используется для описания ситуаций, событий, поведе ния или людей, независимых от социальных ценностей и обычаев (хотя и не находящихся к ним в оппозиции – см. антиобщественный). человек – тот, кто ушел от общества. 2. Отсутствие чувствительности к об- щественным обычаям. Это значение ближе к понятию антиобщественный потому что подразумевается, что такая нечувствительность может быть потенциально вредна для группы или общества. См несоциальный, необщительный. j
Аскетизм~Стиль жизни, основанный на добровольном воздержании от чувственных, физических удовольствий и превознесении простоты и самодисциплины. Аскет обычно проповедует сосредоточение на высшей морально-религиозной системе ценностей.
Ассимиляции, Закон~Вышедший из употребления термин, обозначает, что в новой обстановке кто-либо будет вести себя подобно тому, как это делал уже кто-то другой в подобных обстоятельствах раньше. В более современных работах эта общая идея выражается более точно с помощью терминов аналогия или обобщение.
Аспирация~1. Вдыхание. 2. Проникновение чего-либо внутрь при вдохе или извлечение чего-то наружу отсасыванием.
Асоциальный~Термин, который употребляется в отношении тех, кто исключен из социального взаимодействия, потому что его поведение нарушает социальные нормы, является неприемлемым то есть тех кто не социализирован.
Асония~См. тоновая глухота.
Асинхрония~Отсутствие координации между событиями по времени. Употребление обычно ограничено ситуациями, когда ожидается или в норме должна быть синхрония, вариант: асинхронизм.
Ассимиляционное Научение~См. ассимиляция (8).
Ассимиляция, Взаимная~В теории Пиажевзаимная ассимиляция (4) двух схем, при которой каждая из них сохраняется, но изменяется ассимилируемыми компонентами другой. Пиаже предполагал, что взаимосвязанное развитие зрительной и моторной схем объясняется этим процессом.
Ассоциативная Иллюзия~Общее название для большого класса иллюзий, каждая из которых возникает в результате взаимодействия между частями стимула таким образом, что определенные аспекты предъявляемого объекта воспринимаются искаженно. См., например, иллюзия Понзо.
Ассимиляция, Рекогнитивная~В теории Пиажеассимиляция (4), основанная на способности ребенка обнаруживать различия в объектах и реагировать на них соответственно этим различиям. Этап, следующий за примитивной воспроизводящей ассимиляцией, развиваясь, превращается в более сложную обобщающую ассимиляцию.
Ассоциативная Агнозия~См. агнозия ассоциативная.
Ассимиляция, Обобщающая~В теории Пиаже – ассимиляция (4), основанная на способности ребенка замечать сходство объектов и включать их в общие классы и категории. Является следующим этапом после рекогнитивной ассимиляции.
Ассимиляция~Основное значение – принимать, поглощать или соединяться. Этот термин имеет очень много значений, которые нельзя не указать здесь. Во всех приведенных ниже специальных употреблениях общийсмысл отражен по крайней мере в некоторой степени. 1. В физиологии – поглощение и преобразование пищи в протоплазму. 2. В теории зрения Геринга – анаболизм фотохимикатов в сетчатке. 3. В теории Гербарта, когда новые идеи включены в уже существующую апперцептивную массу, можно сказать, что они ассимилированы. 4. В подходеПиаже к развитию: применение общей схемы к конкретному человеку, объекту или событию. См. термин, сопровождающий этот в теории Пиаже – аккомодация (3). 5. В ранних подходах к изучению памяти этот термин был предложен для обозначения закона памяти, согласно которому новые объекты или события должны быть ассимилированы в существующую когнитивную структуру прежде, чем их можно было бы вспоминать. 6. В стандартных психодинамических подходах часто говорилось, что определенные патологии, недостатки или просто неприятные факты ассимилируются, если они включаются приемлемым способом в личный опыт. Соответствующие антонимы для этого значения – вытеснение и подавление. 7. В теории Юнга, этот термин употреблялся для характеристики процесса изменения объектов, событий или идей с тем, чтобы соответствовать потребностям индивида. 8. В теории Торндайка термин употреблялся по отношению к ситуациям, когда животное использовало приобретенную ранее реакцию в новой ситуации, когда между обеими ситуациями имелось достаточно много общего. 9. В фонетике – процесс, когда две фонемы приобретают общие характеристики или становятся идентичными. 10. В социологии – объединение групп или личностей с радикально отличающимися данными в одну группу с общими свойствами. Процесс здесь может быть однонаправленным, когда один поглощается другим, или может быть взаимное смешение обоих. Возможно, в психологии имеются и другие использования, но, кажется, это ясно, что термин уже испытывает информационную перегрузку. Некоторые специальные употребления во фразах приведены ниже.
Ассимиляционная Иллюзия~Общее название для любой иллюзии, при которой прагматический, функциональный или эмоциональныйконтекст, в котором действует физический стимул, приводит к иллюзии восприятия. Классический пример – ребенок, боящийся темноты, принимает находящиеся в комнате предметы за монстров или страшных животных. Значение термина определяется представлением о том, что физическийстимул ассимилируется в эмоциональную или когнитивную схему, и таким образом возникают иллюзии при его интерпретации.
Ассоциативная Интерференция~См. ассоциативное запрещение (1).
Ассоциативная Кора~См. ассоциативные области.
Ассоциативная Память~См. память, ассоциативная.
Ассоциативное Научение~См. научение, ассоциативное.
Библиомания~(библио + греч. mania - безумие, сумасшествие). Болезненная страсть к собирательству книг, их коллекционированию (не смешивать с библиофилией - любовью к книгам, осознанным и целенаправленным их собиранием).
Биланизм~(фр. bilan - баланс) [Odier Ch.]. Термин для обозначения своеобразного личностного свойства постоянно составлять баланс своих приобретений или потерь - органических, психических, материальных [Porot А., 1965]. Постоянство и интенсивность стремления к подведению такого рода баланса являются симптомом, характерным для неврозов. Может рассматриваться как форма навязчивости, обусловливающая компенсаторные тенденции в поведении, или стремление избежать ущерба (экономия).
Библиоклептомания~(греч. biblion - книга, klepto - краду, mania - безумие, сумасшествие). Непреодолимое влечение к краже книг.
Библиотерапия~(библио + греч. therapeia - забота, уход, лечение). Метод психотерапии, основанный на педагогически-дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих больному конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классификационная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному. Син.: либропсихопедия [Вельвовский И.З.].
Биохимические Синдромы~[Полищук И.А., 1967]. Систематизация расстройств метаболизма при психических заболеваниях: 1) синдром интоксикации (при острых экзогенных психозах и острых приступах эндогенных психозов); 2) нарушения окислительных процессов (при эндогенных, сосудистых и инволюционных психозах, протекающих с гипноидными фазами); 3) нарушения гипо- и гиперэнергизма (при маниях, депрессиях и других состояниях эмоционального и психомоторного возбуждения или торможения); 4) нарушения психики вследствие недостаточности (при психозах вследствие дистрофий или авитаминозов либо психозах, сопровождающихся этими явлениями); 5) нарушения эндокринно-вегетативной регуляции (при психозах вследствие эндокринопатий или поражения промежуточного мозга либо психозах, сопровождающихся такого рода расстройствами); 6) иммуннобиохимический синдром (при психозах в связи с инфекцией или аллергизацией); 7) генетически обусловленный биохимический синдром (при генетически обусловленных психозах на почве конституционального предрасположения).
Бинсвангера Болезнь~[Binswanger O.L., 1894]. Неблагоприятная форма течения церебрального атеросклероза, обусловленная мелкоочаговым поражением сосудов белого вещества головного мозга и вторичной его атрофией. Периоды улучшения кратковременны. С прогрессированием заболевания происходит углубление слабоумия, относительно рано приобретающего глобарный характер, нарастают изменения личности (душевная пустота), появляются очаговые асемические синдромы и симптомы, эпилептиформные припадки. Син.: хронический подкорковый энцефалит (устар.), атеросклеротическая энцефалопатия Бинсвангера, синдром Бинсвангера.
Биотип~(греч. byos - жизнь, typos - образец, тип). Совокупность врожденных и неизменных свойств индивидуума, биологических и психологических, которые предопределяют его развитие и играют основную предрасполагающую роль по отношению к тем или иным заболеваниям. Термин распространен в западных странах. В значительной мере нивелирует значение психогигиены и психопрофилактики заболеваний.
Бимонда Синдром~[Biemond S., 1934]. Вариант синдрома Лоренса-Муна-Бидля. отличающийся гипоплазией или отсутствием радужной оболочки глаза. Заболевание наследственное. Син.: гипоталамический синдром Бимонда.
Биликевича Теория Этиоэпигенеза~(греч. aitia - причина, epi - на, над, сверх, genesis - происхождение) [Bilikiewicz Т., 1947]. Рассмотрение сложной структуры психоза в динамике с учетом основных (этиологических) и вспомогательных (патогенетических и патопластических) факторов. В формировании психоза играет роль непрерывное наслаивание этих факторов друг на друга, их сочетанное воздействие на организм в процессе онтогенетического развития. В конечном виде структура психоза представляется многоэтажной, многомерной конструкцией с присущей ей динамикой эволюции патологического процесса. Патологический процесс во времени рассматривается как трехслойный, при этом первый слой - наследственно-конституциональный, второй - органическая основа патологического процесса, третий - функциональные, психотические, невротические наслоения. В картине заболевания одновременно сосуществуют психопатологические синдромы различного регистра, отличающиеся соответственно по своему клинико-диагностическому и практическому значению. На различных в этиологическом отношении нижележащих синдромологических слоях могут базироваться и внешне сходные по клиническим проявлениям синдромы. В ряде случаев при успешной терапии снимается поверхностный психопатологический слой и обнаруживаются нижележащие синдромологические слои, нередко различные, несмотря на сходство первоначальных эпигенетических симптомов. Один из вариантов сложной структуры психоза - наслоение на уже существующее заболевание симптомокомплекса другого регистра. Иногда это происходит случайно (например, черепно-мозговая травма привносит в картину шизофрении симптоматику органического психосиндрома), иногда - вследствие присущих заболеванию патогенетических механизмов (например, клиническая картина обычного старческого слабоумия видоизменяется с присоединением к ней маниоформного синдрома и приобретает характер пресбиофрении). По мнению автора, концепция этиоэпигенеза облегчает разрешение стоящих перед психиатрией сложных нозографических проблем.
Бильшовского Метод~[Bielschowsky M., 1903]. Гистологическое исследование тканей головного мозга с помощью импрегнации серебром, позволяющее определить состояние нейрофибрилл. Обязателен для патогистологической диагностики сенильно-атрофических процессов в головном мозге.
Бине-симона Психический Возраст~Определение интеллектуального уровня ребенка по соотнесению результатов, получаемых при тестировании (см. Бине тест) со среднестатистическими результатами, полученными при стандартизированном исследовании определенных возрастных групп. Понятие возрастной нормы и патологии при этом сопоставляются механистически и лишь по единичным показателям.
Бине Тест~[Binet A., 1905]. Один из первых тестов для исследования интеллектуального уровня детей. Путем сопоставления интеллектуального и фактического возрастов выводится так называемый интеллектуальный коэффициент (IQ). Известны последующие варианты теста: Бине-Симона [Binet A., Simon Th., 1917); Бине-Термена [Terman L.M., 1937, 1960], или стенфордский.
Бисексуальность~(лат. bis - дважды, sexus - пол). 1. Наличие полового влечения к лицам обоего пола. Син.: амбисексуальность. 2. См. Гермафродитизм.
Блаптофобия~(греч. blapto - боюсь повредить) [Tellenbach H., 1966]. Навязчивый страх нанести кому-либо повреждение. Эти состояния особенно часто возникают при лечении депрессий имипрамином.
Бирмана Методика Психотерапии~[Бирман Б.Н., 1937]. Сочетанная методика психотерапии, в которой гипноз наслаивается на естественный или медикаментозный сон. У больного вечером перед засыпанием, путем поглаживания надбровной области и одновременного словесного внушения невозможности поднять веки, определяется степень внушаемости. При хороших результатах больному внушается удлиненный и углубленный сон. При отрицательных результатах пробы на внушаемость назначаются малые дозы снотворных, действие которых подкрепляется гипнотическим внушением. Такой наркогипноз поддерживается до 15 часов в сутки. Курс лечения (только в стационаре) составляет одну-две недели.
Биполярность~(лат. bis - дважды, polaris - относящийся к полюсу). Признак течения психического заболевания, при котором полярно противоположные синдромы чередуются: например, депрессивные и маниакальные фазы при типичном течении МДП.
Бирда Болезнь~[Beard G.М., 1869]. Одновременно с Бирдом и независимо от него была описана ван Дьюсеном [van Deussen E.H.]. См. Неврастения
Бисексуальный~Двуполый, имеющий признак обеих полов.
Бихевиоральная Терапия~Группа методов психотерапии, основанных на бихевиористических представлениях в психологии. Лечение сводится к психотерапии поведения. Болезненные изменения личности, не обусловленные органической патологией головного мозга, рассматриваются как извращение поведения, результат недостаточности полезных навыков. Основная задача Б.т. - перевоспитание больного, то есть размыкание болезненных условных связей и воспитание полезных навыков.
Бихевиоризм~(англ. behaviour - поведение). Направление в американской психологии начала XX в. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача - установление связи между стимулами и реакциями. Различаются наследственные и условные реакции, в происхождении которых Б. исходит из крайне упрощенного, механистического понимания безусловных и условных рефлексов. Б. присуще отрицание роли психического в поведении, сведение сознания к скрытым двигательным реакциям, биологизм, отрицание роли социальных факторов в поведении человека. Материализм Б. не носит диалектического характера, является упрощенно-механистическим [Выготский Л.С., 1928].
Бластофтория~(греч. blastos - росток, зародыш, phthora - гибель, разрушение). Повреждение зародыша, вызванное патогенным воздействием каких-либо физико-химических факторов (алкоголь, олово, свинец и др.) или инфекцией, приводящее к патологическим соматическим или психическим изменениям (олигофрения, эпилепсия, алкогольная эмбриопатия).
Бласфемия~(греч. blaspheme - хулить, злословить, богохульствовать) См. Копролалия.
Блейлера Синдром~[Bleuler E.]. Комплекс психических нарушений у беременных: депрессия, плаксивость, черты ребячливости в поведении, ненависть и отвращение к детям, страх умереть при родах (токофобия), извращение чувств (в первую очередь обоняния и вкуса).
Блейлера Болезнь~[Bleuler Е., 1911]. В своем описании шизофрении Блейлер значительно пересмотрел концепцию E. Kraepelin о раннем слабоумии, существенно расширив границы этого заболевания и говоря уже о группе шизофрении. В рамки шизофрении E. Bleuler включил парафрению, предстарческий бред ущерба, хронические алкогольные психозы (алкогольный галлюциноз), шизофреноподобные формы циркулярного психоза, ряд заболеваний, характеризующихся преобладанием в клинике ипохондрической и обсессивной симптоматики. Основным расстройством при шизофрении E. Bleuler считал расщепление психики. С того времени границы шизофрении неоднократно пересматривались, понятие ее расширялось или сужалось за счет шизоформных состояний соматогенной или психогенной природы. См. Шизофрения.
Блейхера-худика Методика Исследования Критичности Мышления~[Блейхер В.М., Худик В.А., 1982]. Создана на основе методики установления развития сюжета по серии последовательных картинок. Обследуемому предлагается набор картинок, позволяющих установить по ним естественное развитие сюжета; затем предлагается следующий набор, в котором одна или две картинки содержат основные детали, присущие предыдущим, но в то же время включают в себя компоненты, противоречащие логике разворачивающегося сюжета. Предусматриваются параллельные варианты, позволяющие проводить повторные исследования. Апробирована при алкоголизме в аспекте использования нарушений критичности мышления как критерия выраженности психического дефекта.
Блефаридотилломания~(греч. blерhаrоп - веко, tillo - выщипывать, mania - безумие, сумасшествие, страстное влечение). Выщипывание больным у себя ресниц. Разновидность трихотилломании. Син.: синдром Сальфильда [Salfield, 1966].
Блок-электросудорожная Терапия~Модификация электросудорожной терапии, при которой повторный электросудорожный припадок вызывается сразу же после прекращения судорог и восстановления дыхания после предыдущего, аналогично тому, как это происходит при эпилептическом статусе. Применяется при отсутствии эффекта от обычной, традиционно проводимой электросудорожной терапии.
Блейлера Основные И Добавочные Признаки Шизофрении~[Bleuler Е., 1911]. Деление симптомов шизофрении по клиническому принципу. К основным (обязательным, облигатным) относятся симптомы, присущие всем формам шизофрении, - расстройства ассоциативной деятельности, аутизм, эмоциональное отупение; к добавочным (дополнительным, факультативным) - бредовые идеи, галлюцинации, кататонические симптомы. Основные признаки следует отличать от так называемых первичных, физиогенных, якобы зависящих от непосредственного поражения мозга и служащих проявлением основного расстройства. Как реакция личности на первичные признаки Блейлером рассматривались так называемые вторичные, психогенные симптомы шизофрении. Сочетание основных признаков шизофрении носит также название триады Блейлера.
Ассимиляция, Воспроизводящая~В теории Пиаже базовая формаассимиляция (4), основанная на том, что ребенок повторяет одну и ту же реакцию на объект или внешнюю ситуацию всегда, когда она встречается. Например, осмысление объекта каждый раз при его появлении, согласно этой теории позволяет ребенку ассимилировать различные его особенности и свойства. Этот вид предшествует рекогнитивной ассимиляции.
Блокада Аффективная~Признак врожденной эмоциональной недостаточности. Проявляется недостаточной аффективной откликаемостью, холодностью, сниженной потребностью в контактах и ослаблением привязанностей. Характерна для аутических шизоидных личностей. Понятие, противоположное синтонности.
Бляшка Атеросклеротическая~(лат. р1ах atherosclerotica). Очаговое утолщение внутренней оболочки артерии, возникающее вследствие разрастания соединительной ткани в зоне отложения липидов. Основной морфологический элемент атеросклероза. Разрастаясь, бляшки суживают просвет сосудов, они подвержены гиалинизации и кальцификации.
Боваризм~Смешение грез с реальностью, невозможность четко разграничить фантазию и действительность, способностьчеловека представлять себя иным, чем он есть на самом деле. По имени героини романа Г. Флобера Госпожа Бовари [de Gantier J., 1921]. Грезы при Б. носят преимущественно романтический, сентиментальный характер, имеют эротическую направленность. Ср.: мышление фантазирующее.
Боголепова Иллюзорно-галлюцинаторные Ощущения~[Боголепов Н.К., 1963]. Больные воспринимают парализованную конечность превращенной в какое-то животное, инструмент или аппарат. Наблюдаются при очаговых органических поражениях головного мозга и относятся к расстройствам схемы тела.
Болезни Картина Аутопластическая~(греч. autos - сам, plastike - формирование, образование) [Goldscheider A., 1929]. Сумма ощущений, переживаний и настроений больного вместе с его собственным представлением о болезни. Различают сенситивную часть, включающую субъективные ощущения и связанные с ними переживания, и интеллектуальную часть, содержащую сведения о болезни, которыми располагает больной. Группировка симптомов и их значимость в аутопластической картине болезни не соответствует таковым с врачебной точки зрения. Интеллектуальные построения больного относительно своего заболевания воспринимаются врачом как страдающие недостатком логики, но для больного являются реальными переживаниями. Понятие, близкое к внутренней картине болезни.
Ассоцианизм~Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общийпринцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три соотношения элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность. в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские соотношения могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885 г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных коннективизму и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям. Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не идеи или ощущения как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции. Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации. Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм, этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: