(от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр) - 1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении "Человек есть мера всех вещей" (Протагор). 2) Убеждение, что человек - высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и "низшей природой". Подобныйантропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. "Этот окончательно оказавшийся в центре человек - явление очень небольшого калибра" (о. А.Шмеман)." 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение - это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это - центральность искупленного, а не естественного человека. здесь производен от христоцентризма. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ).
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
представление о том, что человек является центром мира, так как он высший и самый совершенный из всех существ. Антропоцентрические представления астрологии заключены в идее подобия человека (как микрокосма) макрокосму, то есть Вселенной.
Философский словарь
- связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.
Философский словарь
воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.
Философский словарь
- воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Философский словарь
(от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ, существенные элементы А. есть...
Философский словарь
Если религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом утверждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге (конечно, это произошло не сразу). Среди ряда проблем нового...
Философский словарь
- трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позициичеловека в мире - как центральной. А. существует в различных - религиозных, обыденных и научных формах. С ним, например, связана идея принципиально неограниченной преобразовательной деятельности человека....
Философский словарь
(греч. anth-ropos — человек, лат. centrum -центр) — религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме...
Психологическая энциклопедия
Точка зрения, согласно которой Ноmo sapiens является центральным объектом. Проявлениеэгоцентризма по отношению к биологическим видам.
Поделиться: