Антропотехника - это...
АНТРОПОТЕХНИКА - совокупность прикладных технических знаний для работы с человеком Идея А возникает в 20 в как философский ответ на вызов тоталитарных идеологий, продемонстрировавших столь же эффективные, сколь и антигуманные технологии процесса воспитания "нового человека" Первые попытки формулировок технического отношения к человеку возникали в рамках объяснительных, дескриптивных философских теорий (философская антропология Шелера, антропософия Р Штайнера) Для философского отношения к А характерно формальное употребление категорий "человек" и "человеческое", направленное на формулировку принципов мышления об этом и решение проблемы принципиальной подверженности человека искусственным воздействиям и их ограничениям Одним из ведущих мотивов для этих философских размышлений выступает расширение человеческих возможностей и границ После Первой мировой войны А эмансипируется от философии и начинает складываться как синтез воспитательных, психотерапевтических, а иногда и эзотерических практик В А входят методы работы с сознанием, психическими процессами, телесностью из христианства с его практиками медитации и аскезы, а также из восточных религий и культов Разрабатываются и изобретаются различные формы тренингов: от аутотренинга начала века до заимствования методов и элементов у-шу, йоги и тд По мере накопления знаний, методического оснащения и опыта происходит институцио-нализация отдельных антропотехнических подходов Иногда они институционализируются в традиционной деятельности, например в педагогике (вальдорфская педагогика), в психотерапии, иногда за пределами традиционной деятельности (в эзотерических, харизматических сектах, молодежных сообществах, маргинальных группах, авангардистских течениях искусства) В своих крайних формах антропотех-нические практики могут приходить в столкновение с законом и требуют правового регулирования Речь идет не только о концептуальном обосновании употребления наркотиков в маргинальных группах (С Гроф, Кастанеда), но и явлениях Кашпировского, Чумака, Джуны и др на экранах массовых телевизионных программ В последние годы 20 в А начинает рассматриваться как философско-концептуаль-ная рефлексия многочисленных форм воздействия на сознание, психическую организацию и телесность человека, по большей части неконтролируемых в самих этих практиках С появлением А существенно расширяются представления о человеке: человеческий феномен перестает рассматриваться как натуральный, природный, биологический и все больше выступает как принципиальная возможность, потенциальность Человек снова начинает рассматриваться в категориях "замысла", "проекта", "цели", "образа и подобия"
Поделиться: