Антихрист - это...
АНТИХРИСТ (букв. с греч. — "анти-Христос", "противохристос", "анти-Мессия", "противник Христа") — в христианстве — эсхатологическая (см. Эсхатология) фигура противника Бога и Иисуса Христа как Сына Божьего (см.; см. также Троица); воплощение сил зла, временами сливающееся с сатаной; одновременно А. выступает как посланник и подручный сатаны, как лжемессия, или антимессия, который в конце времен будет разоблачен как злейший враг Христа и побежден в конечном сражении Добра и Зла. Термин "А." впервые был использован в Новом Завете — в Посланиях Иоанна [см.] (1 Иоан 2:18, 22; 4:3; 2 Иоан 1:7) в двойном значении: лжемессия (псевдомессия), тот, кто обольщает спасением не через Иисуса, а также любой человек, который отрицает телесное воплощение Божественного Логоса и тем самым подтверждает свою мистическую связь с эсхатологическим А. Для Иоанна появление множества конкретных А. — свидетельство наступления "последних времен": "Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Иоан 2:18).
Образ А., буквальный смысл именования которого означает "анти-Мессия", выкристаллизовался под влиянием некоторых аспектов еврейского учения о Мессии (см. Машиах), окончательно сложившегося и закрепившегося терминологически в иудаизме в начале эпохи Второго Храма (см. Храм), т. е. в 5—4 вв. до н. э., и воспринятого христианством. В частности, для идеи А. важное значение имела мысль о том, что перед "концом дней" зло достигнет апогея, принося страшные страдания народу Божьему и всему человечеству ("предмессианские родовые муки"), и воплотится в образе эсхатологического нечестивого царя, наделенного гипертрофированной гордыней. Определенное влияние на образ А., несомненно, оказал опыт тяжких испытаний еврейского народа в эпоху ассирийского и вавилонского нашествий, а затем Вавилонского плена (6 в. до н. э.), столкновения со страшным врагом, воплотившимся, в частности, в эсхатологическом образе Гога из страны Магог (см. Гог и Магог) в Книге пророка Йехезкеля, или Иезекииля, а также Навуходоносора как гонителя веры в Книге пророка Даниила (см. Даниэль). Огромное значение имел и трагический опыт гонений на веру, страданий и борьбы за нее в эпоху Маккавейских войн (см. Маккавеев Книги), т. е. во 2 в. до н. э., когда фигура Антиоха IV Эпифана с его антииудейским эдиктом (167 до н. э.) и осквернением Иерусалимского Храма, в котором были установлены языческие идолы, была осмыслена как олицетворение злейшего врага Единобожия (см. Монотеизм), Самого Бога, что отразилось как в Книгах Маккавеев, так и в "звериной" символике Книги Даниэля, предварившей символику Апокалипсиса Иоанна Богослова.
А. в новозаветном понимании воплощает в себе абсолютное отрицание заповедей Божьих. По-видимому, к нему отнесено выражение "человек греха, сын погибели" во Втором Послании к Фессалоникийцам ап. Павла: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет (День второго пришествия Иисуса, эсхатологический День Страшного суда. — Г. С.), доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, // Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес 2:3—4). Комментируя это место, византийский экзегет Феофилакт Болгарский (11 — нач. 12 в.) пишет: "Кто же он такой? Не сатана ли? Нет, но некий человек, принявший всю его силу". Фрагмент из Второго Послания Фессалоникийцам указывает на особую фальшивую природу А. как узурпатора и имитатора власти Бога и Его воплощенного Слова — Иисуса Христа. Как пишет С. С. Аверинцев, "этот А. — космический узурпатор и самозванец, носящий маску Христа, которого он отрицает, он стремится занять место Христа, быть за него принятым. Роль А. как "лжеца" реализуется и в его лицемерии, имитирующем добродетель Христа, и в его ложном чудотворстве, имитирующем чудеса Христа. Если дьявол (см. — Г. С.), по средневековому выражению, — "обезьяна Бога", то А. — "обезьяна Христа", его фальшивый двойник". В Евангелии от Иоанна Иисус предостерегает о появлении А., именуя его тем, кто "придет во имя свое": "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Иоан 5:43). Это подтверждение гордыни, тщеславия, эгоизма и деспотизма А. По словам Аверинцева, "его самоутверждение — последовательная негация самоотречения Христа: если Христос в земной жизни добровольно отказался от Божественного сана, Ему принадлежащего, то А. хищнически присвоит этот сан, ему не принадлежащий". Качества А. воспримут и подданные его царства, которое возвысится в конце времен, и это будет царство абсолютной нравственной развращенности: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. // Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, // Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, // Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, // Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим 3:1—5). Безусловно, образ А. несет в себе черты деспотов и гонителей истинной веры таких, как Навуходоносор и Антиох. Как в Книге Даниэля "звериная символика" имела отношение, прежде всего, к Антиоху, так и в Апокалипсисе Иоанна Богослова А. предстает как "зверь, выходящий из бездны" (Откр 11:7), который убивает каждого, "кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр 13:15). В числе жертв А. — два великих чудотворца, которых религиозная традиция отождествила с ветхозаветными праведниками Енохом и Илией (см. Элияѓу). А. будет творить свои непотребства 42 месяца, т. е. три с половиной года: с одной стороны, такой же срок бесчинств и присутствия в Иерусалимском Храме "мерзости запустения" указан в Книге Даниэля, с другой — это, как замечает Аверинцев, "в зеркальном отражении отвечает продолжительности проповеди Христа". В Апокалипсисе указывается "число зверя" — 666 (Откр 13:18), что толкуется как указание на числовое значение букв (см. Гематрия) имени А. на иврите или греческом. В соответствии с этим под именем А. понимали выражение "неправедный агнец" по-гречески — указание на то, что он фальшивая копия Христа, а также соотносили число 666 с именами римских императоров Нерона и Домициана (вероятно, со времен Нерона и гонений на ранних христиан сохранилась легенда о том, что А. будет ожившим Нероном).
У средневековых экзегетов выработался развернутый сюжет жизни А. Согласно изложению Аверинцева, А. будет иудеем из колена Данова (вероятно, потому, что в благословении Иакова его сыновьям, основоположникам будущих колен Израилевых, сказано, что Дан "будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад" [Быт 49:17]. — Г. С.), который родится в Вавилонии (колено Даново ушло некогда в Вавилонский плен в составе десяти колен Северного Израильского царства; кроме того, Вавилон изначально выступает в Библии как символ язычества — см. притчу о Вавилонском столпотворении в Торе [см.]) от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на Непорочное зачатие Иисуса), или от монахини, нарушившей обет (указание на А. как воплощение отступничества от Бога), или от кровосмесительной связи. Совершив множество мнимых добродетелей и чудес, победив трех царей, А. захватит власть над миром и сделает себя объектом поклонения в оскверненных христианских церквах или в восстановленном специально для этого Иерусалимском Храме. Почти все подпадут под власть А., но небольшая часть верных Богу укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада), чтобы встретить второе пришествие Христа. Сражение с А. и его воинством будет длиться с утра до вечера, и Кедронская долина (она же — долина Йеѓошафата, или Иосафата) доверху наполнится кровью. Одна из версий гласит, что А., спасаясь от приближения Христа, поднимется на высокую гору и бросится вниз.
Сюжеты, связанные с А., широко представлены в европейском искусстве и литературе, начиная с эпохи Средневековья. В анонимной поэме "Муспилли" (9 в., Германия) повествуется о битве пророка Илии с А. В созданном во Франции прозаическом повествовании "Об антихристе" (10 в.) главным противником А. выступает французский король, в немецкой драме на латинском языке "Действо об антихристе" (12 в.) — германский император. В острой религиозно-политической борьбе германских императоров с римскими папами (см. Папство) первые часто именовали вторых А. (в особенности Иннокентия III). Эту традицию продолжил М. Лютер, называя А. главу Католической Церкви; одна из работ Лютера именуется "Страсти Христа и антихриста" (к ней создал гравюры Л. Кранах Старший, и на них в роли А. выступает папа). В драме на латинском языке Т. Наогеорга "Паммахий" (16?в.), герой, имя которого означает по-гречески "разрушитель всего", с помощью дьявола становится папой. Среди произведений изобразительного искусства особенно известна фреска Л. Синьорелли "История антихриста" из цикла "Страшный Суд" (1499—1505), на которой художник, по замечанию Аверинцева, "максимально приближает его (А. — Г. С.) облик к облику Христа, в то же время наделяя его горделивым, унылым и неуверенным выражением". За спиной А. — дьявол, нашептывающий ему нечто на ухо. А. предстает на гравюрах конца 15—16 вв. к "Всемирной хронике" Х. Шеделя, "Кораблю дураков" С. Бранта. В эпоху кризиса европейского сознания Ф. Ницше создает свой миф об А.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: