Аномальные Дети - это...

- дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. Такие условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных учебно-воспитательных учебных учреждениях. Наличие у ребенка того или иного нарушения (например, потеря слуха на одно ухо) еще не предопределяет аномального развития. В таких случаях физическое и психическоеразвитие детей не нарушается, и они не могут быть отнесены к категории аномальных. За рубежом используются более широкие понятия, объединяющие детей с отклонениями в развитии. Например, понятие дети с нарушениями (англ. Handicapped children) объединяет всех аномальных детей, детей-инвалидов, а также детей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями и психическими расстройствами; понятие исключительные дети (англ. exceptional children) наряду с теми категориями, которые в отечественной науке обозначаются как аномальные дети, включает также особо одаренных детей. Основанием для подобных определений служит более или менее выраженное отличие ребенка от массы сверстников. Изучение общих закономерностей развития аномальных детей, разработка методов их обучения и воспитания составляют предмет дефектологии. Лежащие в основе отклонений дефекты могут быть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных дефектов важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (интоксикация, в т.ч. алкогольная, внутриутробная инфекция, травма), а также асфиксия и родовая травма. Приобретенные аномалии в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных заболеваний (менингит, полиомиелит и др.), травм, интоксикаций и др. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии. Например, первичное поражение слуха искажает развитие устной речи, что в свою очередь приводит к нарушениям познавательного и личностного развития. При любом характере первичного нарушения наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и процессов и замедленный темп их развития. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в развитии познавательной деятельности, нарушается процесс общения; аномальные дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции и т.п. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка; идет процесс естественной компенсации. Так, у детей, лишенных зрения, развивается способность к оценке расстояния при ходьбе, дистанционное чувство препятствия, слуховая память, способность с помощью осязания составлять представление о предмете. Позитивные проявления своеобразного развития аномальных детей являются одним из оснований для разработки системы специального обучения и воспитания. Опорой приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные функции, т.е. функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных. Развитие аномальных детей в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения аномальных детей. Но для того, чтобы тенденции развития были реализованы, а само развитие было максимально приближено к нормальному, требуются специальные педагогические воздействия, имеющие коррекционную направленность и учитывающие специфику дефекта. Педагогическое воздействие, в первую очередь, направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние в отличие от первичных нарушений, имеющих в своей основе органические повреждения, легче поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических и технических средств может быть достигнута также значительная компенсация - восстановление или замещение - нарушенной функции. В дефектологии разработана теория обучения аномальных детей - специальная дидактика. В ее основе лежат общие дидактические принципы, которые приобретают определенную специфику в зависимости от характера дефекта у той или иной категории аномальных детей. Например, принцип наглядности соблюдается и применительно к детям с нарушениями зрения, однако при его реализации в учебную деятельность включается не пораженный зрительный анализатор, а органы осязания, слуха и др. В ряде зарубежных стран широко используется так называемое интегрированное обучение аномальных детей в массовых школах. Нередко это приводит к тому, что аномальные дети оказываются в неравном положении с их нормально развивающимися сверстниками, поскольку усваивают учебный материал в более медленном темпе и нуждаются в специальных вспомогательных средствах. Продуктивным и приемлемым, вероятно, следует считать такой подход, при котором наиболее способные дети с нарушениями слуха, зрения или двигательной системы (прежде всего с легко выраженными нарушениями) могут обучаться в обычных общеобразовательных школах, если они при наличии специальных средств индивидуального пользования успевают за темпом обучения остальных детей. Но и в этих случаях им необходима помощь педагога-дефектолога. Для большинства аномальных детей общеобразовательная, трудовая и профессиональная подготовка обеспечивающая социальную адаптацию и интеграцию, может быть эффективно осуществлена в условиях специальной школы, где возможны наиболее полная реализация в учебном процессе специальной методики, коррекционной направленности и сочетание учебно-воспитательной и лечебной работы. В зависимости от вида аномалии выделяются основные категории аномальных детей: дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями интеллекта, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с эмоциональными нарушениями, а также дети со сложными видами нарушений; некоторые из основных категорий в зависимости от структуры дефекта, степени его выраженности и времени возникновения подразделяются на несколько типов.
Арттерапия~- один из видов психотерапии, лечение приобщением к искусству. С этой целью с больным либо обсуждаются произведения искусства, либо используются переживания творца - искусство служит для больного возможностью самовыражения, от реагирования, отвлекающим средством. К арттерапии относятся библиотерапия, музыкотерапия, кинотерапия и т.д.
Аутотpеhиhг~(аутогенная тренировка) - комплекс специальных упражнений, основанных на самоpегуляции поведения и самовнушении. Аутотpенинг используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
Артикуляция~- совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. Разные языки при некоторых элементах сходства артикуляции имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (русское м, английское и немецкое t; русское е, э и е в западноевропейских языках и т. д.). Формирование правильной артикуляции тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной артикуляцией. Искажением произношение речевых звуков может быть обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающим при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария, а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата.
Афазия~- нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.
Агрессия~- любые действия, которые приносят или намерены приносить ущерб другому человеку или группе людей.
Аутизм~- отгороженность от окружающих, погружение больного в мир собственных переживаний. С больным трудно вступить в общение. (преобладание внутренней жизни) определяется группой необычных симптомов, проявляющихся в нескольких сферах жизни человека до достижения им трехлетнего возраста. При этой форме заболевания возникают нарушения познавательной способности. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, но ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Как правило, оказывается нарушенным и сенсорное восприятие. Иногда таким больным ставится диагнознарушения слуха, однако на самом деле они могут воспринимать выборочные звуки, ничего не значащие для нормального человека, или пребывать в состоянии поглощенности созерцанием отдельного предмета. Речь может отсутствовать полностью или быть очень запоздалой, часто дети неосознанно повторяют услышанные слова или фразы. В результате перечисленных недостатков можно отметить плохую приспособляемость таких больных к окружающей обстановке. Дети живут как бы в своем собственном мире. Хотя аутизм является довольно редким заболеванием, его симптомы настолько тяжелы и проявляются в таком раннем возрасте, что таких детей очень часто помещают в специализированные клиники.
Астения~- болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (например, острые инфекции, ревматизм), физические и психические перегрузки, а также функциональными или органическими нарушениями функций головного мозга (чаще вследствие перенесенного заболевания, черепно-мозговой травмы и др.). Эмоциональные нарушения выражаются чертами раздражительной слабости: повышенной чувствительностью с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью (чаще у девочек) или раздражительностью, вспыльчивостью; иногда - властностью, пассивностью. Чаще наблюдается пониженное настроение с ощущением физического дискомфорта. Интеллектуальная истощаемость проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти, замедлении темпа интеллектуальной деятельности. Кроме того, дети страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются аппетит и сон; к концу учебного дня (недели, четверти) падает работоспособность. Длительная астения (церебрастения) может сопровождаться задержкой психического развития; в этих случаях дети нуждаются в специальных формах обучения.
Аутогенная Тренировка~- психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера. Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний. Основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации / активизации протекания основных психофизиологических функций. Классический метод аутогенной тренировки разработан немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем (1932). Широкое внедрение аутогенной тренировки в клиническую практику началось в 50-х гг. прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. С конца 60-х гг. аутогенные тренировки используются для психологической профилактики и коррекции неблагоприятных состояний в разных видах профессиональной деятельности и в спорте. Существующие в настоящее время многочисленные модификации аутогенных тренировок разрабатывались в двух направлениях: 1) совершенствование классического варианта и 2) расширение набора средств саморегуляции, включаемых в комплекс релаксационных воздействий. Работы второго направления привели к своеобразной потере специфичности в научной трактовке аутогенных тренировок, которая часто оказывается синонимичной терминам методы релаксации или методы психологической саморегуляции. В традиционном понимании главным элементом аутогенной тренировки является формированиеспособности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью вербальных формулировок (формул самовнушения) и оперировать ими в соответствии с заранее заданной целью (расслабление, засыпание, активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний и пр.). Необходимым условием этого является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения. В ходе курса занятий аутогенных тренировок формируются устойчивые связи между формулами самовнушения и возникновением определенных изменений в соответствующих психофизиологических системах. Действенность таких связей зависит от развития навыков самонаблюдения, индивидуально используемых систем образных представлений и идеомоторных актов.
Аффективные Дети~- дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения. Характеристика А.д зависит от содержания неудовлетворенной потребности и ее соотношения с другими потребностями ребенка и всей его личностью. Одни дети, пытаясь сохранить привычную самооценку, отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не зависящим от них обстоятельствам, обвиняют окружающих и при этом не только не снижают, но могут даже и повышать уровень своих притязаний. У таких детей наблюдаются проявления бравады, заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение, излишнее стремление к самоутверждению. Другие дети, напротив, стремятся достичь успеха за счет постановки более легких, заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются неуверенностью в себе, боязнью разочарования в своих возможностях. Они отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью и т.п. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера. Правильное с педагогической точки зрения разрешение внутреннего конфликта предполагает приведение в соответствие самооценки и уровня притязаний ребенка с его реальными способностями. Опыт педагогической работы с А.д. показывает, что, если педагогическое вмешательство осуществлено своевременно, оно предупреждает развитие у детей аффективных форм поведения. В противном случае даже снятие аффективных переживаний не уничтожает закрепившихся форм поведения, и теперь уже требуется длительная работа по перевоспитанию детей.
Авторитет~- популярная, пользующаяся уважением в какой-либо сфере деятельности личность. Различают авторитет абсолютный, или, так сказать, заслуженный, и относительный, не заслуженный. Без абсолютного авторитета его сфера деятельности была бы совершенно иной (по крайней мере, в глазах большинства), не было бы продуктов его деятельности. Например, без В. Высоцкого не было бы его песен. Без авторитета относительного в его сфере деятельности, в продуктах его труда было бы примерно то же самое. Иными словами, относительный авторитет просто занимает в социуме какое-то место, какое без него и так занял бы кто-то другой. Понятия абсолютный и относительный авторитет субъективны в том плане, что отражают в основном представления людей. Иначе говоря, если кто-то собирается доказать, что человек такой-то абсолютный авторитет сам по себе, то это вряд ли будет разумно. Имеет смысл говорить об абсолютности или относительности авторитета только в глазах масс. Практическое применение это деление авторитета имеет в следующем. При ангажировании во время предвыборной кампании какого-либо лица необходимо учитывать, что агитационная мощь абсолютного авторитета, как правило, выше мощи относительного, т.к. с точки зрения большинства политик - это относительный авторитет, можно было бы обойтись и без него. Вес же абсолютного авторитета какого-нибудь писателя, музыканта компенсирует этот недостаток и придает политику некую абсолютную ауру. Нежелательно ангажировать поэтому, например, спортсменов, т. к. они по большей части тоже все авторитеты относительные, незаслуженно заслуженные.
Анекдот Политический~- короткая смешная история с политиками, о политике. Как мухи и другие инсекты разносят микробы - так анекдоты разносят психические вирусы. Анекдот нередко является элементом политической борьбы. При использовании возникают две очевидные трудности: во-первых хорошийполитический анекдот надо еще придумать, а во-вторых последствия его распространения довольно трудно предугадать.
Ангажированность~- означает приглашенность к участию в политическом процессе. Этот термин, как правило, касается лиц творческой интеллигенции: актеров, журналистов, музыкантов и т.д. Приглашают с разными целями: для агитации в пользу какого-либо кандидата, для освещения в нужном свете политического процесса, для моральной поддержки участников политического процесса, для разбавления списков избирательных объединений и блоков... Ангажирование - древнейший метод политической борьбы. может различаться по степени вовлеченности в политический процесс, осознанности своего места в нем. Например, певец Абвгдеев, которого внесли в списки блока Абвгд может совершенно точно знать и понимать свое место в избирательной гонке, а вот артистам бродячего театра, которых пригласил Гамлет разыграть небольшую сценку, свою роль осознавать было совершенно необязательно. При ангажировании избирательного процесса необходимо помнить про существовании авторитетов абсолютных и относительных.
Аграфия~- утрата способности письма. Изолированно отмечается при поражении заднего отдела второй (средней) лобной извилины. Чаще сочетается с моторной афазией.
Алексия~-частный вид зрительной агнозии, заключающейся в нарушении узнавания текста (букв, цифр, нотных знаков). Различают вербальную алексию, когда нарушено понимание при чтении целых слов и предложений, и литеральную алексию, когда нарушение касается отдельных букв. Изолированная алексия встречается при процессах в левой угловой извилине (у правшей); ей часто сопутствует правосторонняя гемианопсия. Часто алексия сочетается с афазией.
Акропарестезия~выражается в приступах парестезии в дистальных отделах конечностей (ощущение покалывания, бегания мурашек, холода), что сопровождается побледнением их с после-дующим появлением цианоза или покраснения. В более тяжелых случаях в конце приступа появляются боли в кистях, стопах и голенях. Объективно удается отметить снижение кожной чувствительности. Приступ длится от нескольких минут до нескольких часов, наступает чаще по ночам. - одно из проявлений агиотрофоневроза. Заболевание является либо самостоятельной нозологической формой, либо синдромом, сопровождающим тетанию, акромегалию, спинную сухотку. В основе акропарестезии лежит перевозбуждение периферических симпатических сосудосуживающих аппаратов в связи с гуморальными и гормо-нальными расстройствами. Заболевание чаще наблюдается у женщин в периодклимакса. Более тяжелой формой является акроцианоз, выражающийся в трофических изменениях кожи (постоянная синекрасная окраска) и подкожной клетчатки, без поражения костей. От болезни Рено акроцианоз отличается отсутствием приступов и умеренными болями.Лечение. При акропарестезии применяются средства, уменьшающие активность сосудосуживающих вегетативных приборов: сосудорасширяющие препараты - платифиллин, папаверин, родер-гам (по 5 капель 3 раза в день в течение 10 дней, затем увеличивают постепенно число капель до 20-35); ганглиоблокирующие-пахикарпин (0,1 г 3 раза в день), гексоний (по 0,05-0,25 г 3-6 раз в сутки в течение 1-3 недель), пентамин. Введение новокаина в соответствующие уровню поражения симпатические узлы. Используется и физиотерапия-теплые, вечерние ванны стоп и кистей. Показано также иглоукалывание. Прогноз вполне благоприятный.
Акалькулия~-нарушение способности производить арифметические операции. В чистом виде встречается редко, чаще сочетается с сенсорной афазией. Возникает при очагах в левом полушарии (теменно-затылочная область) или диффузных корковых тканях.
Агнозия~-расстройство узнавания при сохранении элементарной чувствительности и сознания. часто сочетается с апраксией. У больных с агнозией может быть нарушено узнавание раздражений, поступающих из внешней среды, а также собственного тела-аутотопагнозия. К первой группе отно-сится зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и вкусовая агнозия.Зрительная агнозия - больной не узнает предметов или их отдельных качеств (цвет, форма), несмотря на сохранение зрения, не узнает знакомых улиц, домов, людей, В других случаях предметы могут быть опознаны, однако форма и величина их восприни-маются неправильно. Метамррфопсия - нарушение восприятия контуров предмета: предметы кажутся увеличенными в размерах (макропсия) или уменьшенными (микропсия). К числу зрительных агнозий относится и алексия. Зрительная агнозия возникает при патологических процессах в задних отделах левой теменно-за-тылочной области (поля 18, 19, 33) (у правшей), Слуховая агнозия - при сохранении слуха больной не узнает раньше знакомые звуки и шумы (часы, гудок), музыкальные/мо-тивы (амузия), слова (афазия сенсорная, см.). Патологический процесс в этих случаях локализуется в верхней височной извилине слева (у правшей).. Тактильная агнозия - нарушение узнавания предметов при ощупывании их (астереогноз) при сохранении тактильной чувстви-тельности (исследование проводится при закрытых глазах). Патологический очаг локализуется в передних отделах теменной обла-сти (поле 40 слева у правшей). может возникнуть не только в результате разрушения определенных корковых зон (опухоль, энцефалит, сосудистый процесс и т. д.), но и вследствие цейродинамических нарушений при локализации очага патологии вне указанных зон, что наблюдается относительно редко. Распознавание агнозии имеет важное топико-диагностическое значение.
Актиномикоз~относится к группе хронических инфекционных заболеваний. Вызывается лучистым грибком. Существует анаэробная разновидность грибка. Анаэроб типа Вольфа-.Израэли постоянно вегетирует в ротовой полости. Заболевание может развиться вследствие как эндогенной инфекции (при ослаблении организма), так и экзогенной - чаще всего при употреблении в пищу злаков (овес, рожь), щавеля и др. Грибок, попав в организм, вызывает в тканях воспалительный процесс с образованием специфической инфекционной гранулемы. В центре гранулемы почти всегда происходит распад с освобождением токсина. Для гранулемы характерно присутствие ксантомных клеток. капелек жира и друз грибка. Распространение инъекции происходит чаще по клетчатке - per continilitatem. иногда лимфогенно и гематогенно. встречается в 3 раза чаще у женщин.Клинические (формы- 1) актиномикоз головы, языка, шеи (око-ло. 40%), 2) грудной полости и грудной стенки, 3) брюшной полости и брюшной стенки, 4) мочеполовых органов. 5) костей- и суставов, 6) кожи. 7) центральной нервной системы, 8) генерализованный актиномикоз Актичомикоз центральной нервной системы - редкое заболевание. Вызывается чаще актиномпиетом Norardia asteroides. Возникает путем распространения процесса из области головы и шеи контактным путем, например из полости глотки через большое затылочное отверстие, из полости рта (миндалины), через глазницу, наружный слуховой проход. В этом случае, как правило, наблюдается картина гнойного поражения оболочек мозга в виде перипахи- и пахилептоменингита и менингоэнцефалита. Реже находят абсцессы и инфильтраты - специфические гранулемы (симулирующие опухоль мозга). Наиболее частая локализация - кора больших полушарий, мозжечок, иногда гассеров узел, гипоталамическая область и III желудочек. Почти всегда отмечается менингеальный синдром с изменениями в спинномозговой жидкости в виде большого цитоза, увеличения содержания белка, высокого давления. В некоторых случаях при одиночных очагах ликвор может быть нормальным. На глазном дне наблюдается застойный сосок или нейроретинит, иногда нормальная картина. В крови - лейкоцитоз. Инкапсулированные метастазы в мозгу могут длительно протекать без клинических проявлений. При актиномикозе грудной клетки процесс может распространяться на позвоночник с образованием натечника и с явлениями компрессии спинного мозга. В позвоночнике при актиномикозе наблюдаются склероз и деструкция тел позвонков при сохранности межпозвоночных дисков.Течение заболевания длительное, напоминает течение при туберкулезе. Наличие хронического инфекционного процесса, особенно сопровождающегося множественными свищами в области головы, шеи, грудной клетки, в сочетании с длительно текущим воспалительным процессом оболочек и вещества мозга должно наводить на мысль о возможности актиномикоза. Подтверждением диагноза служит обнаружение друз под микроскопом в нативном препарате из отделяемого свища. Существуют специфическая внутрикожная аллергическая проба с актинолизатом (актиномицетный антиген) и серологическая реакция связывания комплемента (реакция Бор-де-Жангу). При внутрикожной пробе наблюдаются общая и местная реакции.Дифференциальный диагноз проводится с гнойным менингитом, опухолью и сифилисом.Лечение. К специфической терапии относится: 1) введение актинолизата - 20-25 инъекций внутрикожно через 2-3 дня; первая инъекция - 0,5 мл, вторая - 0,7 мл, третья - 0,8 мл; затем, увеличивая по 0,1 мл, доводят дозу до 2 мл; 2) антибиотики: пенициллин, стрептомицин, биомицин, ауреомицин, террамицин, хлорми-цетин в больших дозах (до 40000000-60 000 000 ЕД) вместе с димедролом (по 0,05 г 2-3 раза в день и более): 3) сульфанилами-ды: сульфадимезин по 5-10 г в сутки до 300 г на курс; 4) фтивазид по 0,3-0,5 г 2-3 раза в день с постепенным увеличением дозы; 5) йод внутрь в виде 5-10% раствора йодистого калия до 100 мл в сутки. Неспецифическая терапия - переливание крови. Acidum ferri ascorbinicum по 1 г 2-3 раза в день, поливитамины Показаны хирургическое лечение (вскрытие абсцессов), иногда рентгенотерапия. Прогноз при генерализованной форме очень тяжел, однако при активном лечении возможно выздоровление.
Абсцесс Мозга~-гнойник мозга, более или менее отграниченное скопление гноя в веществе головного мозга. Причиной является попадание стрептококков, стафилококков, пневмококков и реже других микробов в мозговое вещество из гнойных очагов, расположенных в среднем или внутреннем ухе (отогенные абсцессы), придаточных пазухах (риногенные абсцессы), из остеомиели-тического очага в костях черепа, флегмоны мягких тканей головы. Главным источником инфекции служат отиты, чаще хронические (около 70% всех абсцессов мозга). Инфекция распространяется из среднего и внутреннего уха двумя путями: по контакту через твердую и мягкую мозговые оболочки или через лимфатические и кровеносные пути. В 16-24% случаев абсцесс возникает в ре-зультате бактериальной микроэмболии по кровеносным сосудам (метастатические абсцессы). Основным источником метастазирова-ния являются легкие (абсцедирующие пневмонии, эмпиема, бронхо-эктатическая болезнь, абсцесс легких), реже язвенный бактериаль-ный эндокардит. Бактериальные эмболы могут также попасть через капиллярную сеть легких при пиодермии, флегмонах, остеомиелите трубчатых костей, актиномикозе. Определенную роль играет черепно-мозговая травма, особенно сопровождающаяся переломами или трещинами костей основания черепа, открывая входные ворота для инфекции. является частым осложнением сквозного или слепого огнестрельного ранения. Первая фаза морфоло-гических изменений в мозгу - гнойный энцефалит. При умеренной вирулентности микроба и выраженности защитных (иммунобиоло-гических) реакций организма энцефалит имеет своим исходом рубец. В более неблагоприятных случаях образуется полость, заполненная гнойным содержимым, вокруг которой формируется капсула (вторая фаза). За 4-6 недель капсула становится прочной, со-стоящей из трех слоев. При медленном развитии абсцесса толщина капсулы достигает 8 мм, При быстром-лишь 1 мм.Клиническая картина складывается из общемозговых, очаговых и общеинфекционных симптомов. Общемозговые симптомы являются результатом повышения внутричерепного давления и выражаются в головной боли, носящей постоянный характер и усиливающейся при напряжении, кашле, рвоте, часто возникающей патологической брадикардии (симптом, редко встречающийся при других объемных процессах в полости черепа), вялости, сонливости, оглушенности. Отогенные и риногенные абсцессы, как правило, бывают оди-ночными. Первые локализуются в височной области и реже в мозжечке, а возникающие при воспалении лобной пазухи - в лобной доле. Очаговая симптоматика соответствует локализации процесса и зависит также от величины абсцесса. Могут наблюдаться двигательные, чувствительные, координаторные расстройства, фо-кальные и общие эпилептические припадки. При близком расположении абсцесса к Мозговым оболочкам выявляются менингеаль-ные симптомы. Изменения в спинномозговой жидкости наблюда-ются при близости абсцесса к ликворным путям (небольшой плеоцитоз, умеренное повышение содержания белка). Множественные абсцессы, как правило, гематогенного происхождения, могут рас-полагаться в любых областях мозга. Подмечена более частая левосторонняя локализация их. Общеинфекционные симптомы выражены четко в первой стадии образования абсцесса (гнойный энцефалит): высокая температура, изменения со стороны крови (лейкоцитоз, повышенная РОЭ). В более поздних стадиях заболевания (после образования капсулы) отмечается лишь периодическое повышение температуры на фоне субфебрилитета. Длительность заболевания - от нескольких дней до мИогих лет. После острого периода возни-кает период относительно спокойного течения, когда общемозговые и общеинфекционные симптомы выражены слабо. Под влиянием дополнительной инфекции, травмы и ряда других причин может возникать обострение процесса. Наиболее опасным осложнением является прорыв гнойного содержимого в субарахноидальное пространство (менингит) и желудочковую систему (вентрикулит). Последнее осложнение особенно опасно.Диагноз абсцесса мозга является трудным. Необходимо диф-ференцировать с опухолевым процессом, также вызывающим обще-мозговые и очаговые симптомы. Наличие хронических воспалитель-ных очагов, острое начало заболевания, сопровождающееся обще-инфекционными изменениями, брадикардия, более редкое возникновение застойных сосков свидетельствуют в пользу абсцесса мозга. Особенностью абсцесса мозга у детей является еще боль-шая связь с отитами (80%), а также возможность возникновения метастатических абсцессов в связи с врожденным пороком сердца - незаращением межжелудочковой перегородки. Для уточнения то-пического диагноза используются ангиография, пневмоэнце-фалография, а при огнестрельных абсцессах-абсцессография - введение воздуха или контрастного вещества в ранево канал. Лечение. Больных с абсцессом мозга помещают в стациэ-нар, назначают им антибиотики и сульфаниламиды. После установления локализации проводится хирургическое лечение. Лучший, но не всегда выполнимый метод предложен Н. Н. Бурденко: удаление абсцесса вместе с капсулой. Метод Спасокукоцкого - Бакулева заключается в повторных пункциях с отсасыванием гноя и введением в полость абсцесса антибиотиков и дезинфицирующих веществ. Наиболее старым является метод широкого вскрытия и последующего дренирования абсцесса. Все оперативные вмешательства проводятся на фоне терапии антибиотиками и сульфаниламидами. Практикуется интракаротидное введение пенициллина (50000 иД); при повышении внутричерепного давления-дегидра-. тационная терапия (глюкоза, сернокислая магнезия и др.). Лечение осложнений абсцесса мозга консервативное (см. Гнойный ме-нингит. Лечение). Прогноз неблагоприятный при метастатических, множественных абсцессах мозга. При одиночных абсцессах после операциивыздоровление наступает в 70-80% случаев. Профилактика заключается в санации очагов гнойной инфекции в организ-ме, особенно в области головы, своевременной обработке прони-кающих ранений черепа.
Алкогольное Опьянение Патологическое~- особое состояние, возникающее вслед за употреблением алкоголя и выражающееся в помрачении сознания, бредовых и галлюцинаторных явлениях.Патологическое опьянение возникает крайне редко, преимущественно у лиц с дополнительными вредностями, отягощающими алкогольную интоксикацию (усталость, соматические, инфекционные заболевания, атеросклероз и др.) Оно может возникнуть на фоне обычного опьянения, часто даже после употребления небольших количеств спиртного. При возникновении патологического опьянения поведение внезапно резко меняется, становится неадекватным, появляются нарушения как речи, так и моторики. Утрачивается контакт с окружающим, действия, внешне последовательные, носят характер автоматизмов, часто возникают галлюцинации и бред. Поведение может быть резко агрессивным с немотивированной, бессмысленной жестокостью поступков. Длятся эти состояния от нескольких минут до нескольких часов и заканчиваются глубоким сном с последующей полной амнезией. Воспоминания преимущественно о характере патологических переживаний могут сохраняться при бредовых формах патологического опьянения.Распознавание патологического опьянения и его отграничение от обычного тяжелого опьянения связаны с большими трудностями и должны строиться на внезапности изменения поведения, моторики, появления бредовых и галлюцинаторных явлений, дезориентированности и утрате контакта с окружающими. Особенно трудно отграничить патологические опьянения от опьянений при хроническом алкоголизме, при котором также отмечается амнезия событий, агрессивность поведения, а иногда и наличие галлюцинаторных эпизодов. В этих случаях отграничению может помочь выявление других признаков хронического алкоголизма, наличие в прошлом подобных форм опьянения, отсутствие той глубины помрачения сознания, которое свойственно патологическому опьянению.Лиц, совершивших правонарушение в состоянии патологического опьянения, следует признавать невменяемыми.
Амбивалентность (эмоциональная)~- возникновение к одному и тому же объекту (событию) противоположных чувств. Встречается особенно часто при шизофрении (см.).
Алкогольное Опьянение~- острое отравление алкоголем, развивающееся вследствие введения в организм спиртных напитков или других спиртсодержащих жидкостей. Тяжесть алкогольного опьянения может быть различной в зависимости от количества алкоголя, индивидуальной чувствительности и общего состояния организма.Легкое алкогольное опьянение характеризуется возникновением спустя 10-15 минут после приема спиртных напитков незначительно выраженной расторможенности, повышением фона настроения, склонностью к шутливости, балагурству, снижением само-контроля, утратой чувства такта, дистанции, иногда расторможенностью влечений. Работоспособность, быстрота и точность моторной реакции снижаются, со стороны сердечно-сосудистой системы можно отметить гиперемию склер, сосудов кожи, тахикардию. При более выраженном опьянении наряду с усилением описанной симптоматики отмечаются переходы от благодушия к внезапной гневливости, раздражительности, иногда эйфоричный фон настроения сменяется тоскливостью. Наблюдаются нарушение моторики, походки, координации движений, дизартрия.При тяжелом опьянении вслед за этими проявлениями могут развиться апатия, тупое равнодушие, сонливость, иногда с последующей частичной или полной амнезией, артериальное давление падает, может быть рвота. Наконец, большие дозы алкоголя могут привести к наркотическому опьянению, сопровождающемуся глубоким сном, ослаблением или полным исчезновением сухожильных, кожных, переостальных рефлексов. В этом состоянии возможно острое падение сердечной деятельности, дыхания, кровяного давления.Длительность алкогольного опьянения зависит от количества выпитого алкоголя и скорости его выведения. По экспериментальным данным, в течение часа в организме сгорает около 10-15 мл чистого алкоголя.Диагностика алкогольного опьянения обычно не вызывает затруднений и строится на определении запаха алкоголя изо рта, изменения поведения, моторики, деятельности сердечно-сосудистой системы. С судебнопсихиатрической точки зрения важно разграничение обычного и патологического опьянения (см. Алкогольное опьянение патологическое).Для экспертных целей и в некоторых случаях для отграничения от бароитурового опьянения целесообразно в качестве подсобного метода определение алкоголя в крови или (что значительно проще и шире распространено) в выдыхаемом воздухе. С этой целью разработан ряд методик, из которых наиболее применимой является проба Рапопорта. Она основана на окислении и разложении марганцовокислого калия в присутствии этилового алкоголя.Техника проведения пробы. В две пробирки, из которых одна служит контрольной, наливают по 5 мл дистиллированной воды и по 3 капли 5% раствора марганцовокислого калия. Исследуемому предлагают в течение 2 минут продувать выдыхаемый воздух через стеклянную трубочку, погруженную в налитый в пробирку раствор. Затем в обе пробирки добавляют по 10 капель концентрированной серной кислоты. Исчезновение или побледнение окраски раствора в пробирке, через которую продувался выдыхаемый воздух, указывает на наличие в нем алкоголя. Лечение. При тяжелом наркотическом опьянении с коматозным состоянием и коллапсом проводится следующее лечение: растирание кожи, грелки к ногам, сердечные (кофеин, камфара, кордиамин), при падении дыхания (цититон, лобелии) - вдыхание кислорода, при улучшении состояния - промывание желудка, рвотные.Судебнопсихиатрическая оценка: лица, совершившие правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, какой бы степени оно ни было, признаются вменяемыми
Альтернирующие Синдромы~-симптомокомплекс, характеризующийся нарушением функций черепномозговых нервов на стороне очага поражения и расстройством на противоположной стороне тела двигательных (центральные параличи или парезы), проводниковых чувствительных и координаторных функций. Альтернируадщие синдромы возникают при патологических процессах в стволе мозга. В наиболее чистом виде они наблюдаются при сосудистых заболеваниях головного мозга; более четко выявляются при размягчении мозга в области веточек позвоночной, основной и задней мозговой артерий (указаны в каждом синдроме). При геморрагиях альтернирующий синдром несколько затушеван, так как обычно более выражены перифокальные проявления. Течение заболевания при кровоизлиянии в ствол в большинстве случаев крайне тяжелое, быстро приводящее к смерти. При опухолях ствола мозга и стволовых энцефалитах можно в ряде случаев наблюдать типичный альтернирующий синдром, однако чаще клиническая картина выходит за пределы одного синдрома. делятся на педункулярные (ножка мозга), понтинные (варолиев мост), бульбарные (продолговатый мозг).Педункулярные синдромы. Синдром Вебера выражается полным или частичным параличом глазодвигательного нерва на стороне очага (птоз, мидриаз, нарушение движений глазного яблока, отсутствие реакции зрачков на свет); на противоположной - гемиплегия с центральным параличом лицевого и подъязычного нервов. Синдром возникает при поражении ветви задней мозговой артерии. Синдром Бенедикта- полный или частичный паралич глазодвигательного нерва на стороне поражения, на противоположной - интенционное дрожание, хореоатетоидные движения, легкий гемипарез. Синдром наблюдается при поражении ветви задней мозговой артерии. Синдром Клода (нижний синдром красного ядра) - полный или частичный паралич глазодвигательного нерва на стороне поражения, на противоположной - мозжечковые симптомы. Поражение парамедиальной артерии ствола. Синдром Фуа (верхний синдром красного ядра) не является истинно альтернирующим. На противоположной, от очага стороне-мозжечковое интенционное дрожание, периодически комбинирующееся с хореическим гиперкинезом, расстройством чувствительности.Понтинные синдромы. Синдром Фовилля на стороне очага поражение отводящего и лицевого нервов, сочетающееся с параличом взора в сторону очага, на противоположной - расстройство чувствительности. Синдром Мильяра-Гублера - поражение лицевого нерва на стороне очага, на противоположной - гемиплегия. Синдром Бриссо-Сикара - спазм лицевой мускулатуры на стороне очага, гемиплегия - на противоположной. Синдром Раймона-Сестана - парез взора в сторону очага, атаксия, на противоположной -гемигипестезия, гемипарез. Синдром Гасперини - поражение отводящего, лицевого, тройничного и слухового нервов на стороне поражения, на противоположной -расстройство чувствительности. Все понтинные синдромы возникают в результате поражения ветвей основной артерии.Бульбарные синдромы. Синдром Валленберга-Захарченко - на стороне очага поражение тройничного нерва по сегментарному типу (анестезия зева, гортани, гипестезия на лице), блуждающего (парез мягкого неба и голосовой связки), мозжечковые расстройства, синдром Клода Бернара-Горнера - на про-тивоположной стороне расстройства движения и чувствительности (болевой и температурной). Может сопровождаться нарушением дыхания. Имеется несколько (4-5) типичных симптомокомплексов внутри общего синдрома. Возникает при поражении позвоночной и отходящей от нее нижнезадней мозжечковой артерии. Синдром Шмидта - поражение языкоглоточного, блуждающего и доба-вочного нервов на стороне поражения, гемипарез - на противоположной стороне. Аналогичные симптомы поражения IX, X, XI нервов, но без двигательных расстройств на противоположной стороне составляют синдром переднего рваного отверстия (Берне). Синдром Авелисса-поражение языкоглоточного и блуждающего нервов на стороне очага, гемиплегия - на противоположной стороне. Синдром возникает при поражении артерии боковой ямки (ветвь позвоночной артерии). Синдром Бабинского-Нажотта- мозжечковая симптоматика (атаксия, асинергия, латеропульсия и синдром Клода Бернара-Горнера) на стороне очага; на противоположной стороне - гемиплегия и гемианестезия. Наблюдается при поражении позвоночной артерии (артерии нижнезадней мозжечковой и боковой ямок). Синдром Джексона- периферический парез подъязычного нерва на стороне очага, гемиплегия - на противоположной. Поражение передней спинальной артерии. Ряд авторов относит к альтернирующим синд-ромам перекрестные параличи: паралич руки на одной стороне и ноги на другой. Могут быть и обратные отношения. Очаг в нижнем отделе продолговатого мозга (область перекреста пирмидных путей). Поражение черепномозговых нервов при альтернирующем синдроме носит периферический характер (ядро, корешок). позволяют определять локализацию па-.тологического процесса по длиннику и поперечнику ствола мозга. Сочетанное поражение зрительного нерва на одной стороне с гемиплегией на другой (окулогемиплегический синдром) не является результатом поражения ствола мозга и будет подробно охарактеризовано при описании синдрома внутренней сонной артерии (см. Артерии мозговые).
Амавротическая Идиотия~- семейное прогредиентное заболевание, наблюдающееся в детском или юношеском возрасте, связанное с нарушением метаболизма в организме, в частности в центральной нервной системе, и ведущее к гибели ганглиозных клеток. Различают детскую форму амавротической идиотии (болезнь Тэй-Сакса), юношескую и позднюю формы.Детская форма. Наблюдается у детей и течение первого года жизни. Нарастающее слабоумие сочетается у детей с прогрессирующей мышечной слабостью, параличами и слепотой. Больные погибают на 3-4-м году жизни от резкого состояния истощения при явлениях децеребрационной ригидности, параличе жевательной мускулатуры, резких отеках и падении температуры. Для амавротической идиотии характерны изменения глазного дна, выражающиеся в появлении в области желтого тела серого диска с вишнево-красным пятном в центре, а также атрофия зрительных нервов.Юношеская форма. Возникает в возрасте 14-16 лет. Продолжительность болезни - 3-5 лет с последующим летальным исходом. Отличие от детской формы заключается в более вялом и менее прогредиентном течении заболевания, в возникновении эпилептиформных припадков. Степень нарастания слабоумия у разных больных выражена в различной степени. Отсутствие на сетчатке вишнево-красного пятна сочетается с атрофией зрительных нервов и пигментным ретинитом.Поздняя форма. Наблюдается чрезвычайно редко, возникает в зрелом возрасте, протекает достаточно медленно (нередко 10 лет и больше). Изменения личности приближаются к картине органического психосиндрома (см. Энцефалопатический синдром). Пара-личи и эпилептиформные припадки возникают на поздних стадиях болезни. Изменения глазного дна выражаются в возникновении пигментного ретинита наряду с атрофией зрительных нервов. Паталогоанатомичесхие изменения: макроскопически обнаруживается уплотнение мозга с увеличением или уменьшением его веса. Микроскопически: изменения ганглиозных клеток коры, подкорки, сетчатки, спинного мозга с зернистым перерождением, распадом субстанции Ниссля, последующей гибелью клеток. Отмечаются дистрофия невроглии и явления демиелинизации. Лечение. Больные с амавротической идиотией нуждаются в госпитализации в неврологические стационары, а в случае выраженных психических нарушений - в психиатрические больницы. Больным проводят общеукрепляющую терапию. Специфического лечения в настоящее время нет.
Амиотрофия Невральная Шарко-мари~-невральная форма мышечной атрофии, невритическая форма Гоффмана, перонеальная амиотрофия Тутса - один из видов прогрессирующих дистрофий нервномышечного аппарата. Нередко заболевание носит семейный характер; наблюдаются и спорадические случаи. Некоторые внешние вредности (инфекция,травма, авитаминоз, охлаждение) могут способствовать выявлению или обострению процесса. Мужчины страдают несколько чаще. Патологоанатомически находят дегенерацию периферических нервов. Выявляется также разрастание соединительной ткани и элементов шванновской оболочки. B мышцах наблюдается характерная островковая атрофия. Отмечается также патология и со стороны спинного мозга - изменения в клетках передних рогов, перерождение пучков Голля и Бурдаха. Эти изменения, как правило, выражены не резко. Начинается заболевание большей частью в возрасте 10-12 лет, но иногда первые признаки выявляются значительно позже. Течение заболевания медленно прогрессирующее; наблюдаются обострения, которые сменяются небольшими ремиссиями. Известны случаи стабилизации процесса, Клинически находят атрофию мышц, вначале голеней и стоп, причем преимущественно страдают перонеальные и разгибательные группы мышц. Это приводит к характерному отвисанию стоп, изменению походки типа , а также к развитию деформации стопы по типу фридрейховой (экстензия основных и флексия средних и ногтевых фаланг, высокий свод,). По-степенно, но в значительно меньшей степени мышечные атрофии появляются и в дистальных отделах рук. Поражения обычно сим-метричны. Рано выпадают все сухожильные рефлексы. В первом периоде болезни иногда выявляется симптом Бабинского, затем исчезающий. Как правило, отмечаются нарушения чувствительности - спонтанные боли, иногда довольно острые, нарушения чув ствительности по дистальному типу в виде и , болезненность при пальпации по ходу нервных стволов, в редких случаях - атаксия, нарушение реакции зрачков на свет, эпилепти-ческие припадки, изменения со стороны психики, изменения на глазном дне в виде атрофии или побледнения височной половины сосков зрительных нервов. При исследовании электровозбудимости подтверждается вторичный, дегенеративный характер атрофий: отмечается реакция перерождения частичная или полная. На электромиограмме характерно появление отдельных пиков, . Дифференциальный диагноз проводится с полиневритом, однако последний развивается довольно остро и, как правило, имеет обратное развитие. При дистальном типе миопатии характерны чувствительные нарушения и спонтанные боли. Имеются различия также в характере изменений электровозбудимости и электромиограммы, Лечение. Рекомендуются витамины Bi, 812, Е, АТФ, переливание крови, прозерин, нивалин. Показаны физиотерапия - че-тырехкамерные ванны, продольная ионогальванизация с хлористым кальцием для рук и ног, электрогимнастика, массаж, лечебная физкультура. Курсы лечения необходимо повторять. Рекомендуется ортопедическая обувь, иногда оперативное вмешательство. Прогноз малоблагоприятный. Следует избегать охлаждения, про-студных заболеваний, тяжелой физической нагрузки.


Поделиться:

Реклама

Свежая информация доставка в россию у нас.