(от лат. anima - душа) - вера в то, что все предметы и явления окружающего нас мира управляются душами, духовными существами и что эти отделимые от предметов духовные сущности незримо способствуют или мешают людям добиваться своих целей. Души и духовные существа присутствуют везде и во всем - в людях, животных, растениях, минералах; они проникают в любую материальную плоть, задерживаются в ней и покидают ее. Э. Б. Тайлор (1832 - 1917), английский этнограф и исследователь истории культуры, первым ввел термин "А." в этнографию и систематически описал это верование. Определив А. как "веру в духовные существа", он попытался увидеть в А. "минимум религии". По его мнению, все религии, в прошлом и настоящем, сопряжены с А., содержат в себе его признаки, поэтому А. логично рассматривать как суть всякой религии и как первоначальную стадию в истории развития религии. В большинстве племенных культов прослеживаются в большей или меньшей степени признаки анимистических верований, что позволяет исследовать эту древнейшую основу всякой религии не только абстрактнотеоретически, но также опираясь на этнографическую эмпирию. Тайлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, а сама религия вырастает из "доктрины о душе". Размышляя о смерти, сновидениях, обмороках, галлюцинациях, люди постепенно пришли к идее души, а потом развили эту идею в "доктрину духов", демонов и богов. Так постепенно, по мнению Тайлора, человечество перешло с дорелигиозной стадии своей эволюции на стадию политеизма: представление о душе породило веру в переселение душ и загробный мир, в мир духов и богов; возник культ предков-духов с сопутствующей ему сложной системой обрядов и ритуалов. Завершилось это развитиеидеи души, как полагал Тайлор, верой в единого Бога, монотеизмом. Теория Тайлора подверглась основательной критике как со стороны теистов, так и со стороны атеистов, предлагавших иные критерии "минимума религии". Д. В. Пивоваров
Энциклопедия "Религия"
АНИМИЗМ (лат. "душа", "дух") — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным...
Философский словарь
(лат.-душа): вера в существование у всех окружающих объектов в природе сверхъестественных двойников: духов и души у человека. Это одна из первоначальных форм науки воздействия человека на внешние предметы и управления собой с помощю души. Впоследствии анимизм стал составной...
Философский словарь
вера в духи и души. Антрополог Э. Тайлор предложил рассматривать анимизм как минимум определения религии. Возникший в глубокой древности анимизм остается важнейшим компонентом всех современных религий.Антиномизмпринцип и метод религиозно-философского познания и (или) изложения...
Философский словарь
(от лат. anima - "душа") - вера в населенность природы бестелесными существами ("душами", "демонами" или "духами"). Собственно религиозной эта вера не является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э.Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П.Флоренский...
Философский словарь
(от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. В науч. оборот термин введен англ. этнологом Э. Таилором для обозначения первонач. стадии в истории развития религии. Тайлор считал А. «минимумом религии». Хотя мн. ученые вслед за Таилором рассматривают А. как нач....
Новейший философский словарь
АНИМИЗМ (лат anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы При этом душа обычно связывается с...
Психологический словарь
- мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой - либо связи с человеческой деятельностью - .
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. anima - душа. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Основан на идее, с соответствии с которой признаком наличия индивидуальной души наделяются практически все объекты, находящиеся в какой-либо связи с...
Психологическая энциклопедия
1. Вообще - убеждение, что все предметы одушевленные или неодушевленные, живые или неживые, обладают душой или другой формой духовной сущности, отделимой от физической формы. Термин используется в нескольких более специфических значениях в различных областях, как, например: 2. В...
Психологическая энциклопедия
Вера в то, что неодушевленные объекты являются живыми и обладают такими качествами, как чувства и намерения. Ребенок может рассердиться и ударить свой велосипед за то, что тот «сделал ему больно». как характеристика проявляется у детей, которые находятся на второй стадии...
Поделиться: