Ангелус Силезиус - это...
АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС (Angelus Silesius — букв. с лат. Ангел Силезский; настоящее имя — Иоганнес Шеффлер; 1624—1677) — немецкий поэт-мистик. Родился в лютеранской семье во Вроцлаве. Изучал медицину в университетах Страсбурга, Лейдена и Падуи (1643—1648). По окончании университета — врач при дворе герцога Сильвиуса Нимрода фон Вюртемберг в Ольсе (Силезия). Там испытал влияние Абрагама фон Франкенберга, друга и первого биографа Я. Бёме. Смерть Франкенберга и запрет на издание мистических книг стали причиной ухода А. С. со службы (1653). В этом же году он перешел в католичество и принял имя Иоганнеса Ангелуса. С 1656 активно участвует в контрреформаторском движении. В мае 1661 рукоположен в священники. В 1666 оставил службу придворного маршала у Вроцлавского епископа и занялся пастырской и лечебной практикой во Вроцлавском приюте Св. Маттиаса.
Основной книгой А. С. стал поэтический сборник "Херувимский странник" ("Cherubinischer Wander-smann", 1657; второе издание, дополненное шестой книгой, 1675). "Херувимский странник" суммирует предыдущее мистическое знание и своеобразно завершает мистику Средневековья. В книге обобщены философские и религиозные взгляды Августина Блаженного, Бернарда, Мейстера Экхарта, Валентина Вайгеля, Мехтхильды Магдебургской, Гертруды Великой, Я. Бёме. В предисловии автор называет мистические писания Рюйсбрука, Таулера, Сандеуса и подчеркивает практический интерес сделанного им самим: то, что у всех перечисленных авторов изложено пространно, он выразил в кратких понятиях, чтобы "подвести душу к созерцанию Божественного". "Общие места" предыдущей мистической традиции приобретают у него виртуозность исполнения, отточенность мысли. В русле неоплатонической традиции А. С. исходит из невозможности позитивного адекватного высказывания о Боге [см.] (апофатическое богословие [см.], или негативная теология). В эпиграммах пробует описать сущность Бога с помощью метафоры, игры слов, антитезы, парадоксов, соединяя рациональность с религиозной восторженностью. Основная тема сборника — единение души с Богом, "unio mystica", "обожествление" человека, восхождение души к Богу. Заметна эволюция идей автора: в первых книгах мистика природы переплетается с мистикой познания и идеями пантеизма. В последней книге религиозные воззрения приобретают откровенно полемические по отношению к протестантству черты, нарастают фанатические настроения.
Другие сочинения А. С.: "Святое утешение души, или Духовные пастушеские песни" ("Heilige Seelenlust oder Geistliche Hirten-Lieder", 1657), "Умозрительное описание четырех последних вещей" ("Sinnliche Beschreibung der Vier letzten Dinge", 1675), "Экклезиология" ("Ecclesiologia", 1677). "Святое утешение души" — поэтический сборник, продолжающий традицию любовной мистической лирики (Minnenmystik, Brautmystik), которая берет начало в текстах Танаха, прежде всего в Песни Песней. Мистическое единение — "unio mystica" — описывается как духовная свадьба, где соединяются элементы эротического и духовного. В основу книги положена метафора любви жениха и невесты, где женихом является Иисус Христос, а невестой — душа. Действие происходит в условной "любовной" местности, в восстановленном Эдемском саду, который существует в духовном плане и в котором возможна коммуникация между Богом и человеком. Обыгрывается и пародируется барочная светская поэзия. За основу взяты светские песни, а также духовные гимны М. Лютера и П. Герхардта, но А. С. внес новое содержание — экстатические чувства души, которая желает Иисуса и жаждет соединения с Ним. Песни первых трех книг относятся к событиям церковного года от Адвента до Пасхи и посвящены любви между душой и Иисусом. Четвертая и пятая книги частично соотносятся с праздниками и святыми церковного календаря.
"Описание пяти последних вещей" — поэтический сборник на эсхатологическую тематику (см. Эсхатология). Автор описывает картины смерти, Страшного суда, вечных страданий грешников и вечной радости праведных в целях дидактического воздействия на читателя.
Последняя книга — "Экклезиология" — задумана в помощь проповеднику. В нее вошли полемические трактаты, написанные в разные годы и направленные против Протестантской Церкви, а также призывающие к рекатолицизации Силезии.
Песни "Святого утешения души..." вошли даже в протестантские песенные сборники. Большую часть мелодий к ним написал вроцлавский придворный композитор Г. Йозеф. Влияние А. С. испытали пиетисты (см. Пиетизм) начала 18 в. и романтики, в особенности Новалис, а также Р. М. Рильке (сб. "Часослов").
В. Н. Дедок
Поделиться: