Ангелология - это...

АНГЕЛОЛОГИЯ — паранаука об ангелах и ангельских чинах ("ангел" от греч. "вестник").

Культ ангелов являлся верой в духов, ассимилированной к иудейскому, христианскому и исламскому монотеизму.

Ангельская иерархия, установленная в трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита "Божественные имена", включала три лика, по три чина в каждом. Первый лик — серафимы (представляют Божественную Любовь, изображаются в красных одеждах, со свечами в руках), херувимы (Божественная Мудрость, голубые и желтые одежды, с книгами в руках), престолы (Божественная Справедливость, в судейских одеждах, с атрибутами власти); второй лик — управляют звездами и элементами, держат скипетры и сферы — господства, начала, власти; третий лик — выполняют связь Божественной Воли с человеком — силы, архангелы, ангелы. Авторитет данной классификации ангельского чина был столь велик, что политическая структура бюрократии Византийской империи репродуцировала небесное устройство.

Григорий Богослов (IV в.) предлагал иную классификацию: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения, силы разрушения. В "Апостольских установлениях" выделялись следующие: херувимы, серафимы, зоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы. Кирилл Иерусалимский называл те же чины, что и Псевдо-Дионисий, но в несколько ином порядке. Структура "триад" в христианской ангелологии формировалась под влиянием неопифагорейской и неоплатонической нумерологии. В средневековой рыцарской культуре иерархия ангелов трансформировалась в классификацию 9 славнейших витязей: три христианина — Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский; три язычника — Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь; три иудея — Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей.

За каждым из разрядов ангелов закреплялись определенные функции: силы выполняют волю Божью, серафимы пламенеют любовью к Богу, херувимы сияют светом Богопознания и т. д. Святой Августин говорил, что каждая вещь в этом мире охраняется ангелом. Различные ангелы выступают покровителями и соответственно символами городов, стран, народов, церковных общин, индивидов. Еще ессеи давали клятву сохранять в тайне имена покровительствующих им ангелов. Ангел-хранитель располагается за правым плечом у каждого человека. Архангел Михаил выступает в роли князя еврейского народа: он, по иудейской мифологии, вел борьбу с "князем" Персии. Вместе с тем Михаил — "архистратиг воинства небесного", антагонист Сатаны, занявший его место в ангельской иерархии после изгнания того из рая. Упоминается также ангел Метатрон как хранитель всего мира. Другие сильнейшие ангелы — Гавриил, Рафаил и Уриил. Ангелы составляют бесчисленные ангельские хоры, воспевающие славу Божию. В иудаизме и исламе откровение Бога может быть возвещаемо только через ангелов: в Коране данную миссию осуществляет Джебраил. Христианское учение — непосредственное Божественное откровение, передающееся без посредничества ангелов.

Ангелы занимают промежуточное положение между человеческим миром и Богом — высшим принципом. В них осуществляется таинство сопряжения реальностей Творца и Творения. На ангелов возлагалась функция посланников от Бога к миру и от мира к Богу. В видении патриарха Иакова ангелы не только нисходят по небесной лестнице, но и восходили по ней. Согласно различным мифическим преданиям, ангелы приносят вести из высших сфер, помогают праведникам, наказывают грешников, предсказывают события и т. п. Ангелы есть дух без телесной оболочки. Они изображались подвижными, крылатыми, бесплотными и невесомыми существами. Ангелов уподобляют огню, ветру и особенно свету. Из света состоят одежды ангелов. Вместе с тем коптский монах Пахомий, введший для монахов уставную одежду, скопировал ее с одеяния явившегося ему ангела. Ангелы имеют власть над ветрами. По ряду библейских текстов они огневидны. Ангелология испытывала воздействие стоического учения о всепроникающем и животворящем духовном огне — "огненной пневме". Человек был создан как проекция или эманация ангельского духа. Поэтому духовное возвышение человека понималось как поиск в нем ангельского начала — ангеломорфоз. Ангелология развивалась в форме гностико-платонического учения об зонах. Каждый из ангелов соединен с одной из планет и символизируется ею: Гавриил — Луной, Рафаил — Меркурием и т. д.

Образ ангела стал одним из излюбленных символов художественной литературы и изобразительного искусства.

Источ.: Дугин А. Г. Бремя ангелов // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
учение об ангелах. Разделяется на два направления: ангелология свидетельств и ангелология онтологическая. Ангелология свидетельств – это фиксация явлений ангелов человеку. В последнее время на Западе и в США она оформилась в отдельное общественное движение: публикуются книги о...

Поделиться:

Реклама