Андрее - это...

АНДРЕЕ (Andreae) Иоганн Валентин (1586—1654) — немецкий религиозный мыслитель и писатель-мистик, один из основоположников, наряду с Я. Бёме, немецкой мистической философии и литературы. Родился в семье лютеранского пастора, очень рано в совершенстве овладел латынью, изучал богословие и "свободные искусства" в Тюбингенском университете. В 1605, после получения степени магистра, совершил образовательное путешествие по Австрии, Швейцарии, Франции, Италии. В 1612 продолжил штудии в Тюбингене. С 1614 служил диаконом в Файнингене на Энце (Вюртемберг), а с 1620 — священником в Кальве. В 1638 герцог назначил А. придворным проповедником и членом церковной управы в Штутгарте. В 1650 А. отказался от этой должности и руководил церковной школой в Бебенхаузене под Тюбингеном.

А. мечтал о "всеобщей реформации", полагая, что та Реформация, которая была начата М. Лютером, оказалась непоследовательной и зашла в тупик. Он был связан с тайным обществом розенкрейцеров, предшественников франкмасонов, видевших свою цель в создании "братства избранных" — вопреки межконфессиональной розни — и в поисках истинной сущности жизни — вопреки постоянному "убиению истины". О познании сокровенной Сущности, об озарении говорит воплотившая идеи розенкрейцеров новелла А. "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейцера года 1549" (1616), написанная на немецком языке. Здесь очевидно влияние идей Бёме; речь идет о создании тайного братства, чья цель — "общая реформация", т. е. духовное преображение мира. Литературное и философское наследие А. очень разнообразно: трактаты, пьесы, повести, новеллы, стихотворения и поэмы на латинском и немецком языках. Самое значительное произведение А. — утопическая повесть на латинском языке "Описание республики Христианополитанской" (1619). Как и в "Утопии" Т. Мора, республика А. — островное государство, открывшееся взору изумленного странника, случайно попавшего на этот остров. А. рисует идеальное государство, которое является религиозной общиной, возглавляемой учеными-теологами. В нем огромное внимание уделяется образованию и нравственно-религиозному воспитанию народа (многие идеи перекликаются с идеями Я. А. Коменского, с которым А. состоял в переписке). А. был убежден, что темные силы, господствующие в жизни, все время "убивают истину" и что это продлится до тех пор, пока не будет сокрушено невежество, позволяющее царить "тирании, софистике и лицемерию". Об этом он размышляет в книге "Менипп", состоящей из ста диалогов между "А." и "Б." и охватывающей все сферы европейской жизни. Об "убиенной истине" речь идет также в "Христианской мифологии" А. — собрании притч и парабол аллегорического и эмблематического содержания. Перу А. принадлежат также памфлет "Апап" ("Apap" — анаграмма слова "Папа") и переложение на латынь "Плача Иеремии" (см. Йирмеяѓу).

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама