Анан бен Давид - это...

АНАН БЕН ДАВИД (8 в.) — иудейский вероучитель-ересиарх, признаваемый караимами основателем их секты. Достоверных сведений о жизни А. Б. Д. сохранилось чрезвычайно мало. Известно, что он происходил из ортодоксального аристократического иудейского рода и обладал большими познаниями в еврейской религиозной литературе. Вероятно, в 762—767 жил в Багдаде, где создал секту ананитов, слившихся позднее, в 10 в., с караимами, которые стали считать А. Б. Д. основателем их вероучения. Его потомки пользовались большим уважением среди караимов и носили почетный титул наси — "глава общины", "руководитель", "предводитель". Тем не менее некоторые лидеры караимизма в разные периоды существования секты критиковали или даже отвергали некоторые взгляды А. Б. Д.

Главное сочинение А. Б. Д., дошедшее лишь во фрагментах, — написанная на арамейском языке "Сэфер ѓа-мицвот" ("Книга заповедей", или "Книга предписаний"), рассматриваемая караимами как краеугольный камень их вероучения. Эта книга была своего рода руководством по религиозному праву. И хотя позднейшие источники связывают с ней полное отрицание Талмуда и постталмудической раввинистической традиции (см. Раввинистическая литература), анализ уцелевших фрагментов книги подтверждает, что, хотя выводы А. Б. Д. были новыми, он, в сущности, опирался на талмудические методы интерпретации Торы и Танаха в целом. А. Б. Д. утверждает, прежде всего, главенство запрещающих заповедей (см. Мицвот) Торы над дозволяющими, акцентирует необходимость аскетического образа жизни, запрет на празднества и проявления радости в той ситуации, когда разрушен Иерусалимский Храм (см. Храм), а евреи отторгнуты от Земли Обетованной (см.; см. также Эрец-Йисраэль). Аскеза и печаль должны продлиться до восстановления Храма, т. е. до прихода Мессии (см. Машиах). Как полагают исследователи, основная доктрина А. Б. Д. совпадает с подходами, свойственными практически всем еретическим течениям в иудаизме, и, вероятно, представляет собой развитие антиортодоксальной (антираввинистической) традиции, становление которой можно отнести к домишнаитскому (см. Мишна) периоду, т. е. к 1—2 вв.


Поделиться:

Реклама