Амбивалентность - это...
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат valentia - сила) - двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом Понятие А было введено в научный оборот в начале 20 в швейцарским психиатром Э Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией В современной психиатрии различают ряд видов А, из которых наиболее часто выделяют: 1) А в аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами); 2) А в области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А в области воли - амбитендент-ность (для которой характерны двойственность движений, действий и поступков) Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия А было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда Согласно психоанализу, А является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик душевной жизни людей По Фрейду, А выступает преимущественно в виде А чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и тд, одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе Фрейд считал, что до определенного уровня А естественна и вполне нормальна, а высокая степень А чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное и квалифицировал это явление как принцип А В силу действия принципа А вытесненное влечение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и тд Согласно психоаналитическому пониманию, А является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (те своеобразной слитой и противоречивой двойственности установок, переживаний и тд) Психоаналитическая концепция А получила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А использовалось для: характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др В психологии и обыденной жизни понятие А часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременную симпатию к человеку и антипатию к нему за то или иное действие или бездействие и тд) В современной научной литературе понятие А употребляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: