Амалек - это...

АМАЛЕК (значение неизвестно; в русской традиции — Амалик) — персонаж еврейской Библии, или Танаха, а также христианской Библии, имя которого в иудаизме стало нарицаительным для обозначения злейших врагов еврейского народа. Согласно Торе, или Пятикнижию Моисееву, А. — сын Элифаза (Елифаза) и его наложницы Тимны (Тамны), внук Эсава (Исава), родоначальника эдомитян (идумеев). Один из эдомских (идумейских) вождей, А. считается родоначальником амалекитян (амаликитян), однако они упоминаются в Торе гораздо раньше, в связи с жизнеописанием Авраама. В Сэфер Берешит (Книге В-Начале), или Книге Бытия, повествуется о битве четырех языческих царей против пяти и о пленении племянника Авраама Лота, и в том числе упоминается о поражении амалекитян (Быт 14:7). При этом выражение страна Амалекитян (так в Синодальном переводе) прочитывается в еврейском (ивритском) оригинале как страна Амалекова, или страна А. (типичное для древних культур употребление эпонима — имени героя-родоначальника для обозначения народа или страны). Согласно классическому еврейскому комментарию, А. существовал еще до рождения его у Элифаза и был прародителем воинственного племени, особенно ненавидящего потомков Авраама. В реальной истории израильтяне действительно долгое время боролись с враждебным им кочевым племенем амалекитян. Они были первыми врагами, с которыми народ Израиля (см. Йисраэль) столкнулся после Исхода из Египта. Амалекитяне (в оригинале — А. — Г. С.) напали на израильтян в Рефидиме (северная часть Синайского полуострова). По указанию пророка Моше [см.] (Моисея) Иеѓошуа бин Нун [см.] (Иисус Навин) начинает сражение с А., а сам пророк на вершине холма вздымает руки к небу, сжимая в правой руке жезл, дарованный ему Богом: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх 17:1; здесь и далее — Синод. перевод). Согласно библейскому преданию, тяжелеющие от усталости руки Моисея поддерживали Аарон и Хур (Ор), и так продолжалось до заката солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу, и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян (в оригинале — А. — Г. С.) из поднебесной (Исх 17:13—14). В память об этой победе Моисей построил жертвенник и назвал его Адонай-нисси (Господь — знамя мое), ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх 17:16). Далее израильтяне сражались с амалекитянами и в эпоху Судей, и в начале эпохи Царства. Решающее столкновение с ними произошло в конце 11 в. до н. э. во время правления первого израильского царя Шауля (Саула), о котором сказано: И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом (Исх 15:7). Победу над этим народом одержал и Давид, после чего амалекитяне перестали играть сколько-нибудь существенную роль в палестинском регионе. Как предполагают историки, ок. 8 в. до н. э. амалекитяне окончательно растворились среди окружающих народов и ушли с исторической арены. Однако иной взгляд на это остается в религиозном сознании, особенно иудейском.

Согласно классическому еврейскому толкованию, вытекающему из внутренней логики текстов Танаха, А. на протяжении всей истории стоит в оппозиции Богу (в состоянии брани с Ним) и народу Израиля, без которого невозможно осуществление замысла Всевышнего. Одновременно А. служит орудием испытания народа Божьего. Вот почему израильтяне, решившие, вопреки запрету Моисея, прежде времени войти в Землю Обетованную напрямик, через Иудейские горы, были разбиты амалекитянами и кенаанеянами (ханаанеянами, или хананеями): Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы (Числ 14:44—45). Вновь и вновь уничтожаемый по велению Господа, А. возрождается в новых поколениях. Внук Эсава — лишь новое явление в мир А., равно как и царь амалекитян Агаг, упоминаемый в Книге Бемидбар (Книге Чисел — Числ 24:7), равно как и Агаг, которого пощадил царь Шауль, нарушив суровое повеление Бога, переданное через пророка Шемуэля (Самуила): ... вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостоял ему на пути, когда он шел из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него... (1 Цар 15:2—3). Впоследствии именно амалекитянин убьет Шауля (2 Цар 1:6—10). Из рода Амалека-Агага происходил и злобный Аман (Ѓаман) — первый министр персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса) в Книге Эстер.

В еврейском религиозном сознании имя А., равно как и словосочетание потомки А., служит для обозначения всех злейших врагов народа, стремившихся уничтожить его, но в конечном счете обреченных на поражение. Как сказано устами языческого пророка Билеама (Валаама), первый из народов Амалик, но конец его — гибель (Числ 24:20). В Книге Дварим, или Книге Второзакония, звучит настоятельный призыв помнить о злых деяниях А. и в то же время истреблять самое память о нем среди других народов (это единственная заповедь ненависти и вражды, данная в Торе, сопровождающаяся настоятельным призывом — не забудь): Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта; // Как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога. // Итак, когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь (Втор 25:17—19). Итак, разрешение конфликта между Израилем и А., равно как уничтожение самой памяти о последнем мыслится в эсхатологическом ключе, когда закончится неправедная история, когда народ Божий будет свободен от врагов своих.

Имя А. используется в исламе, несомненно под влиянием Библии, для обозначения целой группы древних народов — пелиштимлян (филистимлян), мидьянитян (мадианиятян), народа фараонов (египтян) и собственно амалекитян. В мусульманских преданиях А. выступает как древний народ Аравии, связанный с историей пророка Худа, упоминается в эпическом цикле о пальмирской царице аз-Забба (Зенобии), и всегда как народ-притеснитель, угнетатель, который в конечном счете оказывается побежденным.

В европейской культуре сюжеты, связанные со сражениями израильтян и амалекитян, рассматриваются как отражение противостояния Божественного Добра и иррационального Зла, проявляющего себя в истории. Среди наиболее известных живописных илюстраций на эту тему — полотно Н. Пуссена Битва израильтян с амалекитянами.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама