Аллах - это...

АЛЛАХ (от араб. "этот Бог", в значении "истинный Бог") — в исламе — имя Бога. До ислама А. — одно из высших божеств аравийского (в частности, мекканского) пантеона. А. в исламе — единый и единственный Бог, Творец мира и Господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника. Кратчайший символ веры ислама гласит: "Нет никакого божества, кроме А., и Мухаммад — посланник А.!" По мусульманским представлениям, Коран — прямая речь А., непосредственно или через ангелов обращенная к Мухаммаду. А. мусульман в принципе идентичен Богу иудеев и христиан.

Согласно анализу М. Б. Пиотровского, образ А.— стержень всей коранической проповеди; в основных своих чертах он неизменен как в мекканский, так и в мединский периоды, хотя акценты на разные черты А. в разные периоды различны. Единственность и внутреннее единство А.— одна из главных тем Корана. Вера в А. противопоставляется многобожному язычеству. Он один, единственный, у Него не может быть никаких "сотоварищей". "Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один", — гласит Коран. В Коране также постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии А. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без Его воли и Его знания об этом. Он властвует надо всем и опекает Свои творения. По отношению к людям Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие А., полностью подчинять себя Ему (ислам), быть покорными А., богобоязненными, благочестивыми, во всем верить А. и на Его волю и милость всегда полагаться. Многократно в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия А. Он — единственный Творец, создавший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. А. творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам) для людей. А. воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов Корана—наказание, которое А. обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать Его посланников и вели себя неблагочестиво. А. время от времени избирает из людей Своих пророков и посланников, призванных нести весть об А. людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммад. В угодное Себе время А. уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к Себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джаханнам) или блаженством в раю (ал-джанна). Образ суда А. и Его наказаний неверных составляет значительную часть первых проповедей Мухаммада. А. многократно проявлял и проявляет Себя людям в Своих творениях. Все существующее на свете — это чудо, сотворенное А., это — Его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес А. объявляет и собственно Коран. Ряд айатов (см. Айа) Корана, противоречиво или слишком конкретно описывающих А., вызывал многочисленные споры среди мусульман, а также использовался немусульманами в антиисламской полемике. Однако с точки зрения мусульманских богословов (и здесь они безусловно едины) эти айаты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле являются взаимодополняющими, хотя и контрастирующими друг с другом элементами, описывающими суть взаимоотношений А. и человека, а также природу самого А. В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено А., что все в мире происходит лишь с ведома А., по Его решению и приказу. Одновременно всячески подчеркивается, что человек лично ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, и что на финальном суде А. каждый из людей получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях Бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами, где об А. говорится метафорически как о существе, имеющем части тела как у человека (руки, лицо, глаза) и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т. д.). Учение об А. стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве А. — главным догматом ислама, в соответствии с которым должна быть в конечном счете приведена вся жизнь мусульманина (в пределе — и всего мира. — Ред.). Различные аспекты природы А. обсуждались и разъяснялись в разнообразных специальных богословских сочинениях. Две главные проблемы — сущность природы А. и природа Его деяний. Большое внимание уделялось роли разума в познании Божества, но главные дискуссии на протяжении 8—12 вв. вызывала проблема качеств (атрибутов) А. и их соотношения с Его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах А. без рассуждений. Другие течения 8—9 вв. стремились очистить ислам от элементов, казавшихся им отклонениями от чистого единобожия, и отрицали существование у А. качеств или толковали их символически. С 9—10 вв. распространились представления о реальном существовании у А. свойств, неразрывно связанных и слитых с Его Божественной сущностью; иногда их понимали как "состояния" этой сущности одновременно и существующие, и не-существующие. В связи с Божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества "имена" А. (см. ал-Асма ал-Хусна) и списки качеств А., подразделявшие их на разные категории. Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств А., как "видимость" (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю) и "речь". С вопросом о сотворенности или несотворенности "речи Аллаха" связан один из важных богословских споров 8—10 вв. — о сотворенности или несотворенности Корана. Одной из форм дискуссии о качествах А. было обсуждение возможных толкований (или отказа от толкования) "антропоморфических" выражений в Коране. Проблема "деяний" А. — это, прежде всего, решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния А. людям за их поступки с Его всемогуществом и творением Им всех человеческих поступков. Мусульманское богословие, по существу, зародилось в конце 7—8 вв. с обсуждения этих вопросов. Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из текстов Корана. Некоторые богословские школы допускали способность человека творить свои поступки. В 10—12 вв. сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость всякого поступка человека от воли Божества с конкретными действиями человека по осуществлению этого поступка через "выбор", "приобретение", "способность к его совершению" и т. д., т. е. через понимание зависимой, или "вынужденной", свободы человеческих поступков. Многие аспекты проблемы связи между А. и людьми нашли развитие в шиитских воззрениях шиизма на имамат. В суфизме проблема природы А. стала рассматриваться как проблема пути познания Божества, постижения Его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию "таухида" (религиозного монизма, монотеизма. — Ред.) в сердце человека посредством любви, упования во всем на А. и аскетизма. Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и А. предполагают нисхождение А. в сердце мистика и растворение человека в Божественной сущности.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(араб.), у древних арабов – верховное божество, Демиург, создатель мира и людей, глава и отец богов. Слово Аллах, по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного имени «илах» (Бог) с определенным артиклем, что означает «известный Бог», «...
Философский словарь
(араб «илах» – божество): у древних арабов – верховное Божество, Демиург. – создатель мира и людей, глава и отец богов. Слово "", по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного имени "илах" ("Бог") с определенным артиклем, что означает "...
Философский словарь
- имя единого трансцендентного Бога в Исламе. В доисламском полуязыческом арабском мире почитался как высший среди богов. Мухаммад, пророк Божий для мусульман, ввел поклонение у милостивому и милосердному: "Он - - един, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни...
Энциклопедия мифологии
(allah), 1) в древнеарабской мифологии верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург, бог неба и дождя. А. - создатель мира и людей, глава и отец богов. Он воспринимался как бог, далёкий от людей, и не был покровителем какой-либо...

Поделиться:

Реклама