ал-Джанна - это...
ал-ДЖАННА (араб. "сад") — самое распространенное название Рая в исламе. Согласно М. Б. Пиотровскому, в Коране и мусульманской эсхатологии ал-Дж. — название места, где праведники обретут вечное блаженство. Употребляется также множественное число — джаннат ("сады"), часто в устойчивых словосочетаниях, объединяющих главные признаки коранического Рая — "сады, в которых текут реки", "сад (сады) благодати", "эдемские сады", "райские сады", "сад вечности", "сады пристанища", "сад возвышенный". (Несомненно влияние на эти представления древнееврейского "Сада Блаженства" — Ган Эден, т. е. библейского Эдема. См. Тора. — Ред.) Другой комплекс названий Рая связан с термином "обитель", точнее, "обитель праведников" в потустороннем мире. Это: "обитель мира", "обитель богобоязненных", "обитель (вечного) пребывания". В качестве названия Рая употребляются и просто: "благодать", и персидское парадайза — "роща", "сад" в значении "рай". Иногда как обозначение Рая понимают и термин "возвышенное". Коранический ал-Дж. — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами. Праведники пребывают там в садах "темно-зеленых", там — реки из воды не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного". Там "плоды, и пальмы, и гранаты". Обитатели Рая возлежат на "ложах расшитых", на "коврах разостланных", "опираясь на ложа, подкладка которых из парчи". "На них одеяния зеленые из сундуса и парчи, и украшены они ожерельями из серебра". "Не увидят они там ни солнца, ни мороза, близка над ними тень". Они питаются плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают". "Напоил их Господь напитком чистым", "чашей, смесь в которой с имбирем", "из текущего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением". "Не услышат они там пустословия и укоров в грехе, а лишь слова: "Мир! Мир!". Им прислуживают "мальчики вечно юные", "отроки вечные — когда увидишь их, сочтешь за рассыпанный жемчуг". Они "будут обходить их с сосудами из серебра и кубками хрусталя". "В воздаяние за то, что они делали", праведникам даны в супруги "черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому", "девственницы, мужа любящие, сверстницы", черноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн". Основные наслаждения — прохлада, покой, роскошные одежды, приятные еда и питье, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жен, которые станут девственными и вечно молодыми. Возраст всех обитателей Рая, согласно послекораническому преданию, — 33 года. Ал-Дж. имеет несколько ворот и несколько уровней для разных категорий праведников. Различные названия Рая в Коране толкуются иногда как названия разных его частей. Среди водоемов ал-Дж. особо выделяется ал-Каусар, который комментаторы описывают как реку или пруд, куда стекаются все райские реки; он предназначен специально для Мухаммада. Один из главных источников — Салсабил. Рай охраняют ангелы, главу которых, согласно преданию, зовут Ридван. В Коране в своеобразной суре-гимне "Рахман" речь идет о четырех райских садах, в каждом из которых бьет по источнику; там — "из всяких плодов по два сорта". В послекоранической литературе ал-Дж. представляется как многоступенчатая пирамида, находящаяся над астрономическим небом, но ниже престола Аллаха. Ее венчает "сидр крайнего предела", в нем находятся небесные прообразы Корана, ал-Каабы, записи деяний всех людей, предметы, которые будут использованы в Судный день (напр., весы для взвешивания грехов и заслуг). Кораническое описание Рая создавало для богословов несколько проблем. Одна — вопрос о его сотворенности и времени творения. В ал-Дж. жил еще Адам, и ал-Дж. возникает после Судного дня. Согласно распространившемуся суннитскому представлению, противостоящему взглядам мутазилитов, ал-Дж. сотворен, существует и до Судного дня, но основная часть райских наслаждений будет дарована только после Суда над людьми. Конкретная чувственность коранических описаний ал-Дж. часто смущала богословов и ставила вопрос о возможности их символического толкования. Такие толкования существовали, их дополняли рассуждения об интеллектуальных и духовных наслаждениях, преобладающих над телесными. В основы суннитской догматики вошло положение, что главным наслаждением праведников в ал-Дж. будет созерцание "лика Аллаха". Понимание этого коранического термина также стало одной из спорных проблем как мусульманского богословия вообще, так и мусульманской эсхатологии в частности. Мутазилиты отрицали всякую возможность созерцать Бога. Ал-Газали писал о возможности видеть Бога "без сущности и формы". Нет сомнения в том, что мусульманский образ Рая продолжает древневосточную традицию представлений о загробном царстве. В Коране фигурируют библейский (Эдем) и персидский термины для обозначения Рая. Некоторые коранические описания находят себе параллели в иудейских, христианских и древнемесопотамских текстах. Вместе с тем в Коране живо ощущаются представления о высшем наслаждении, свойственные неприхотливым и живущим в суровых условиях жителям пустыни и изолированных оазисов. В целом мусульманский образ Рая можно считать аравийским развитием народных представлений о Рае, бытовавших среди последователей разных ближневосточных религий, в частности, христианства, иудаизма, зороастризма. Образ ал-Дж. в Коране претерпел ряд изменений. В мекканский период он более эмоционален, в мединских сурах — более конкретен, в нем появляются подробные описания райских рек, соблазнительные "черноокие" заменяются земными супругами праведников и т. д. Коранические картины райских наслаждений широко использовались в проповеднических целях всеми течениями ислама. В частности, они занимали большое место в учении исмаилитов. Для высших ступеней посвящения они объяснялись символически: как наслаждение познанием, а для простых исмаилитов становились конкретной целью, достижимой якобы даже на земле. В современном исламе конкретная образность переплетается с символическим толкованием ал-Дж. Различные аспекты выдвигаются на первый план в зависимости от аудитории и задач проповеди.
Поделиться: