Аксиологические Категории - это...
(от греч. axios — ценный, logos — понятие, учение), оценочные понятия,оценочные модальности — понятия, используемые для характеристики объекта с т.зр. определенной системы ценностей. Аксиологический статус отдельного объекта обычно выражается абсолютными А.к. “хорошо”, “плохо” и “безразлично”, используемыми в оценочном высказывании. Относительный аксиологический статус выражается сравнительными А.к. “лучше”, “хуже” и “равноценно”. Напр., “Хорошо, что пошел дождь”, “Плохо, что существуют болезни”, “Дождливая погода лучше сухой” и т.п. Вместо слов “хорошо” и “плохо” нередко используются слова “позитивно ценно”, “является добром”, “негативно ценно”, “есть зло” и т.п. Вместо “лучше” часто используется “предпочтительно”. А.к. являются необходимыми структурными компонентами оценочных высказываний. Логическое исследование данных понятий осуществляется оценок логикой. По своим логическим свойствам А.к. аналогичны модальностям др. групп: логическим (“необходимо”, “возможно”, “невозможно”), эпистемическим (“убежден”, “сомневается”, “отвергает”) и др. Понятия “хорошо” и “плохо” взаимно определимы: объект является позитивно ценным, когда его отсутствие негативно ценно. Безразличное определяется как не являющееся ни хорошим, ни плохим. Понятия “лучше” и “хуже” также взаимно определимы: первое лучше второго, когда второе хуже первого. Равноценное определяется как не являющееся ни лучшим, ни худшим. Абсолютные и сравнительные А.к. в общем случае не определимы в терминах друг друга. Из двух хороших вещей одна может быть лучше другой; из того, что одна вещь предпочитается другой, не вытекает, что первая является хорошей, а вторая плохой. Существуют, т.о., две независимые системы аксиологических координат, используя которые человек выносит свои оценки. Система абсолютных оценочных понятий стоит ближе к человеческому действию, чем система сравнительных оценочных понятий. Характерно, что нормативные понятия “обязательно”, “разрешено” и “запрещено”, непосредственно связанные с человеческой деятельностью, определимы в терминах абсолютных, но не сравнительных оценочных понятий. Сведение деонтической характеристики деятельности к аксиологической ее характеристике может быть достигнуто, в частности, с помощью следующего определения понятия “обязательно” в терминах понятия “хорошо”: “действие А обязательно” = “действие А позитивно ценно, и хорошо, что воздержание от него влечет за собою наказание”. Возможность такого рода определений указывает на то, что нормативные (деонтические) понятия являются частным случаем абсолютных аксиологических понятий. ИвинА.А. Основы теории аргументации. М., 1997; IwinA.A. Grundlagen der Logik von Wertimgen. Berlin, 1975.
Поделиться: