Аксаков - это...

• АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886) - русский публицист и общественный деятель, поэт Сын русского писателя С Т Аксакова По образованию юрист (в 1842 окончил Петербургское Училище правоведения) Редактор многих периодических изданий: "Русская беседа" (1858-1859), "День" (1861-1865), "Москва" (1867-1868), "Русь" (1880-1886) Пропагандист идей славянофилов За радикальную критику политического и церковного устройства России 12 лет не имел возможности печататься Разделял некоторые воззрения западников относительно оценки современного им состояния России Выступал за отмену крепостного права и телесных наказаний, против гонений на сектантов А - "один из самых выдающихся вождей "русской партии", горячий патриот и ревностный православный, враг Запада вообще и римской церкви, в частности, питающий отвращение к папству и чувство омерзения к иезуитам" (ВСоловьев) Один из центральных моментов творчества А - анализ состояния религиозности и Православной церкви в России В отличие от своего старшего брата КС Аксакова, А не идеализировал общинное прошлое русских и утверждал, что и до Петра I на Руси было распространено рабское, извращенное понимание христианства: в политике это вылилось в подчинение Церкви государству, в быту - в идеологию "Домостроя" (А не понимал, как такую низкую мораль, как мораль "Домостроя" Относительно состояния Православной церкви 19 в А писал, что "наша церковь прилагает порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова", что половина прихожан "только по наружности принадлежат Православной церкви и удерживаются в ней только страхом государственного наказания" А, как и Киреевский и Хомяков, видит выход в разгосударствлении православия, в воспитании в человеке "живого внутреннего единства и целости", что не позволит впасть в фарисейство, в почитание форм, а не Сущности Центральной для А была идея народности - совокупности жизненных, нравственных и умственных особенностей, присущих низшим сословиям общества А предлагал дворянскому сословию "самоупраздниться", тем самым распространив собственные привилегии на все население России Преодолеть отчуждение между властью и простыми людьми, по А, способна лишь подлинно народная интеллигенция в своей, гл обр, духовной ипостаси Бердяев называл А "сторонником идеальной монархии", которая живет по нравственным законам независимой Церкви В отличие от поздних славянофилов (например, Данилевского), А признавал идею общечеловеческой культуры, но все же верил, что мир будущего - это славяно-русский мир, пронизанный Православной верой В 1886-1887 вышло 7-томное издание сочинений А


Поделиться:

Реклама