Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа - это...
АХЛ ас-СУННА ва-л-ДЖАМА’А (араб. "люди сунны и согласия общины") — самоназвание большей части мусульман-суннитов, одного из основных течений ислама — наряду с шиитами и хариджитами.
Согласно М. Б. Пиотровскому, суннитскую систему догматов считают наиболее характерной для ислама вообще и идентифицируют с исламским "правоверием", хотя на самом деле не существует какого-либо признанного обязательным для всех А. ас-С. свода догматов. Первая часть названия происходит от термина "сунна" — "пример", "путь" жизни Мухаммада как образец для жизни мусульманской общины. Он зафиксирован в хадисах — сообщениях о его поступках и высказываниях. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными; потому сунна вместе с Кораном воспринимается мусульманами как богоданная основа ислама, указание правил жизни мусульманского общества. Шииты тоже почитают сунну, но имеют для нее свои сборники сведений о Мухаммаде, т. к. считают, что сунниты исказили в своих сборниках все, что подтверждало особую роль Али в мусульманской общине. Вторая часть названия — "согласное мнение общины" — отражает вторую важную концепцию традиционного ислама — идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами. После смерти Мухаммада прямой контакт общины мусульман с Аллахом прекратился, и ее жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами. Соответственно этой "общинной" концепции политическая и духовная власть должна принадлежать халифу — человеку, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с Пророком дает членам рода Али "божью благодать", и только они могут управлять мусульманами. Основными формальными признаками принадлежности к А. ас-С. являются следующие: признание законности четырех первых халифов (Абу Бакра, Омара, Османа и Али); признание достоверности шести сводов хадисов (ал-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков — маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому. Размежевание основных направлений ислама происходило постепенно, с сер. 7 по сер. 8 в., в ходе ожесточенной религиозно-политической борьбы за власть и в острых богословских спорах. В 8 в. выделяются шииты, утверждавшие особые права на власть потомков Пророка, и хариджиты, абсолютизировавшие принцип выборности халифа. Как и основная масса мусульман, хариджиты считали себя верными последователями сунны. В 8—9 вв. возвеличивание сунны стало характерной чертой деятельности традиционалистов, утверждавших необходимость буквального следования сунне Пророка, веры без рассуждений, запрета на всякие нововведения и пустые рассуждения о проблемах религии. Противники традиционалистов — мутазилиты, а затем представители калама стремились к обсуждению проблем веры, опираясь на доводы разума. Они тоже считали себя А. ас-С., но наиболее яростные из их противников отказывали им в этом. До сих пор термин "сунни" ("суннит") имеет менее четкое содержание, чем термин "шии" (шиит); по существу, только в противопоставлении термин "сунни" является действительно значимым. Борьба суннитов с шиитами приобретала весьма острое звучание в разные периоды позднего Средневековья и Нового времени. При отсутствии таковых сунниты благополучно сосуществовали с шиитами в разных частях мусульманского мира. В конце 20 в. в ходе усиления политической роли ислама обострились и суннитско-шиитские разногласия как в отношениях между странами (Иран — Ирак), так и внутри различных стран (Саудовская Аравия, Ливан).
Поделиться: