Ахд - это...

АХД (араб. "обещание", "наказ", "обет") — в исламе — устойчивое понятие, обозначающее Завет Аллаха с людьми и обет людей перед Аллахом. Христианские Ветхий Завет и Новый Завет по арабски именуются ал-А. ал-атик и ал-А. ал-джадид.

1. Согласно А. С. Боголюбову, А. как договор между людьми и как порядок заключения его восходит к доисламской древности, когда А. скреплял любые договорные обязательства, по преимуществу политического характера: о защите, покровительстве, соседстве, союзе и т. п. А. может быть заключен между отдельными людьми или группами непосредственно или через посредников. А. с иноверцами должен составляться так, чтобы по его условиям мусульмане не были вынуждены поступиться чем-либо из религиозных заповедей и не оказались во власти иноверцев. Так, один из древнейших видов политического договора — "о подчинении и защите" — может быть заключен только между мусульманами как стороной защищающей и христианами или другими иноверцами как стороной подчиняющейся. Второй вид политического договора — "о покровительстве" — может быть заключен только между мусульманами; он носит частный характер и относится только к тем людям, которые в нем указаны. Условия такого договора должны были оговариваться по возможности подробно и включать те обстоятельства, при которых он мог быть расторгнут каждой из сторон. При принятии иноверцами ислама договор "о подчинении и защите" терял свою силу, а вместо него часто заключался договор "о покровительстве". А. как наказ составляет главную часть акта передачи права на власть преемнику, который, в свою очередь, объявляет о согласии принять это избрание, также произнося формулу А., и с этого момента становится носителем титула "вали ал-А.". Однако в этом вопросе имеются большие расхождения. Одни считают А. договором между правителем и его преемником, уподобляя его обычному договору. Другие же считают его договором между правителем и народом, что восходит к древней традиции. Нет также единого мнения о времени и процедуре принесения

2. В суфизме — церемония вступления новичка — мурида — в члены тариката — суфийского братства, совершаемая в собрании дервишей. Порядок А. во всех тарикатах предполагал декламацию шейхом или халифом стихов Корана, публичное покаяние мурида в грехах и принятие обета следовать "путем ищущих". Затем мурид снимал прежнюю одежду и облачался в рубище. Для ашиков ("влюбленных") достаточно было принести присягу верности — байа — и дать обет чтения определенных молитв. Особая церемония посвящения — дауса ("попирание") — существовала в тарикате саадийа. Она состояла в том, что шейх верхом на лошади проезжал по распростертым телам дервишей и новичков, которые в состоянии экстаза бросались под конские копыта.


Поделиться:

Реклама