Ади-будда - это...

(санскр. âdi-buddha, «первоначальный будда»), в буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды (см. Трикая) А.-б. рассматривается как дхармакая. Из А.-б. эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи). Время и место возникновения концепции А.-б. неизвестны. Попытки видеть в А.-б. аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме А.-б. считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ А.-б. обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма. Слово «А.-б.» встречается впервые в «Манджушри-намасангити» (не позднее 7 в.), но только в 10-11 вв., в связи с распространением доктрины калачакры («колёса времени»), концепция А.-б. получила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня А.-б. почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии. В Тибете в качестве А.-б. выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и в Японии - Вайрочана (или Махавайро-чана).
Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 2, Ceylon, 1963. p. 213-19; Guenther Н. V., The tantric view of life, Berk - L„ 1972.
Л. М.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр.), в махаяне и ваджраяне изначальный Будда, персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. В Тибете в качестве Ади-Будды почитаются Самантабхадра и Ваджрадхара, в Китае и Японии – Вайрочана.
Философский словарь
(Санскр.) Первый и Наивысший Будда - не признаваемый в Южной Церкви. Вечный Свет.

Поделиться:

Реклама