Ад - это...
АД — 1) в язычестве — лишенное света подземное место, населенное тенями умерших. У древних греков обозначалось именем Гадес, или Аид, у римлян — Оркус. Царство теней у греков делилось на тартар — местообитание злых теней, и элисий — пристанище добрых и мудрых.
2) У евреев А. назывался "шеол". Первоначально библейский шеол — это подземная область, куда нисходят тени всех умерших, как грешников, так и праведных; лишь в эпоху Второго Храма выработалось другое воззрение об А. как месте чистилища и кары для грешных душ. Ему было присвоено название "геенны" (от евр. Гай бен Ѓинном — "долина сыновей Гинномовых", или просто Ѓинном — название узкой долины к юго-востоку от Иерусалима, в которой в древности во время языческих нашествий совершались человеческие жертвоприношения — сожжения в специальных ритуальных печах; место было объявлено скверным, там была устроена городская свалка, а позднее народная фантазия поместила вход в А.). В иудаизме А. выступает местом очищения души от грехов, после которого она возносится на небо.
3) Воспринятое христианством еврейское воззрение об А. было видоизменено в связи с учением об искуплении и воскресении мертвых, а также о Страшном суде. В дальнейшем развитии богословской мысли учение об А. пережило несколько стадий.
А) Согласно учению Тертуллиана и Амвросия, А. есть переходное место для всех умерших между смертью и воскресением, за исключением мучеников, которые прямо переходят на небо.
Б) В Римско-Католической Церкви со времени Григория I выдвигается учение о чистилище, которое находится между небом и А. и где пребывают грешные христиане, пока не очистятся настолько, чтобы взойти на небо.
В) В учении протестантства отвергается мысль о среднем между А. и раем месте. Некоторые богословы считают учение о вечности адских мук противоречащим понятию о всеблагом и милосердном Боге христианского вероучения, равным образом чувственно-материальный элемент адских мук одухотворяется — грубо физические кары заменяются внутренними страданиями души.
Г) По учению Православной Церкви, Христос разрушил силу смерти и изгнал тьму адову. Сошествием в А. и проповедью Евангелия душам всех умерших, не только ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Мессию, но и грешников, Христос приобщил весь загробный дохристианский мир к искуплению, которое без явления Спасителя в царстве мертвых не было бы законченным и универсальным; оно коснулось бы лишь небольшой части живых, а все неизмеримое царство отошедших в загробный мир было бы оставлено во власти вечной тьмы. Такое учение о победе Христа над А. установилось не сразу.
Блаженный Августин ограничивает деятельность Иисуса Христа в А. устрашением злых духов и освобождением благочестивых ветхозаветных пленников А. и отрицает благовестие в А. языческому миру и всем грешникам. Но это учение, которое разделял и Григорий Великий, не нашло себе последователей среди отцов и учителей Восточной Церкви — Юстин, Иоанн Дамаскин, Климент Александрийский и др. По их мнению, добровольное нисхождение Христа в А. было продолжением учительского служения и искупительного Его дела на земле.
4) В индуизме насчитывают 21 А., попадание куда не имеет принципиального значения, ибо в завершение цикла перевоплощений душа возвращается в Мировую Душу.
5) В буддизме А. уподобляется космическим царствам, преисполненным неприятными ощущениями для всех органов чувств людей.
6) В даосизме А. — посмертное место наказания и искупления.
7) В зороастризме и исламе А. — место пребывания проклятых вплоть до Страшного суда.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: