Ад - это...

АД — 1) в язычестве — лишенное света подземное место, населенное тенями умерших. У древних греков обозначалось именем Гадес, или Аид, у римлян — Оркус. Царство теней у греков делилось на тартар — местообитание злых теней, и элисий — пристанище добрых и мудрых.

2) У евреев А. назывался "шеол". Первоначально библейский шеол — это подземная область, куда нисходят тени всех умерших, как грешников, так и праведных; лишь в эпоху Второго Храма выработалось другое воззрение об А. как месте чистилища и кары для грешных душ. Ему было присвоено название "геенны" (от евр. Гай бен Ѓинном — "долина сыновей Гинномовых", или просто Ѓинном — название узкой долины к юго-востоку от Иерусалима, в которой в древности во время языческих нашествий совершались человеческие жертвоприношения — сожжения в специальных ритуальных печах; место было объявлено скверным, там была устроена городская свалка, а позднее народная фантазия поместила вход в А.). В иудаизме А. выступает местом очищения души от грехов, после которого она возносится на небо.

3) Воспринятое христианством еврейское воззрение об А. было видоизменено в связи с учением об искуплении и воскресении мертвых, а также о Страшном суде. В дальнейшем развитии богословской мысли учение об А. пережило несколько стадий.

А) Согласно учению Тертуллиана и Амвросия, А. есть переходное место для всех умерших между смертью и воскресением, за исключением мучеников, которые прямо переходят на небо.

Б) В Римско-Католической Церкви со времени Григория I выдвигается учение о чистилище, которое находится между небом и А. и где пребывают грешные христиане, пока не очистятся настолько, чтобы взойти на небо.

В) В учении протестантства отвергается мысль о среднем между А. и раем месте. Некоторые богословы считают учение о вечности адских мук противоречащим понятию о всеблагом и милосердном Боге христианского вероучения, равным образом чувственно-материальный элемент адских мук одухотворяется — грубо физические кары заменяются внутренними страданиями души.

Г) По учению Православной Церкви, Христос разрушил силу смерти и изгнал тьму адову. Сошествием в А. и проповедью Евангелия душам всех умерших, не только ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Мессию, но и грешников, Христос приобщил весь загробный дохристианский мир к искуплению, которое без явления Спасителя в царстве мертвых не было бы законченным и универсальным; оно коснулось бы лишь небольшой части живых, а все неизмеримое царство отошедших в загробный мир было бы оставлено во власти вечной тьмы. Такое учение о победе Христа над А. установилось не сразу.

Блаженный Августин ограничивает деятельность Иисуса Христа в А. устрашением злых духов и освобождением благочестивых ветхозаветных пленников А. и отрицает благовестие в А. языческому миру и всем грешникам. Но это учение, которое разделял и Григорий Великий, не нашло себе последователей среди отцов и учителей Восточной Церкви — Юстин, Иоанн Дамаскин, Климент Александрийский и др. По их мнению, добровольное нисхождение Христа в А. было продолжением учительского служения и искупительного Его дела на земле.

4) В индуизме насчитывают 21 А., попадание куда не имеет принципиального значения, ибо в завершение цикла перевоплощений душа возвращается в Мировую Душу.

5) В буддизме А. уподобляется космическим царствам, преисполненным неприятными ощущениями для всех органов чувств людей.

6) В даосизме А. — посмертное место наказания и искупления.

7) В зороастризме и исламе А. — место пребывания проклятых вплоть до Страшного суда.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(ассир.), отец. По-арамейски ад означает «один», а ад-ад – единственный.
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
в англ. языке – hell термин, у англосаксов произошедший, очевидно, от имени богини Хэлы, а у славян – от греческого Гадеса. Подземное царство мертвых, преисподняя. Единственное различие между холодным адом скандинавов и горячим адом христиан заключается в соответствующих...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
первое лицо в аду – Сатана, известный так же как император Великой Преисподней, Князь Света и Ангел Тьмы. Он был великим противником Бога, Змием, Гадом, Духом всеобщей ненависти. Именно Сатана воплотил в себе истинное зло. Помощь в управлении ему оказывают следующие демоны:...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
АД — место посмертного наказания за грехи, символизирующее неотвратимость возмездия. Мифологема об аде присутствовала во всех религиозных учениях. Местоположение ада часто связывалось с западом как стороной света, что было вызвано ассоциациями с закатом солнца. Существует мнение...
Библейская энциклопедия
Ад (евр. шеол) (Быт. XXXVII, 35, Чис. XVI, 30, 33, Пс. XV, 10 и др.), по словопроизводству с греческого значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т. е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с...
Философский словарь
место, куда ведет вымощенная благими намерениями дорога. "Дорога в вымощена благими намерениями" - народная мудрость, основанная на наблюдении того, что в реальной жизни человек, который хотел получить один результат, зачастую получает другой и, более того, совершенно...
Философский словарь
(греч.-подземное царство): согласно религиозным верованиям, место посмертных мучений душ грешников.
Философский словарь
(Ассир.) , "Отец". По-арамейски ад означает один, а ад-ад - единственный.
Философский словарь
(HELL) Термин, у англосаксов очевидно происшедший от названия богини Хэлы (см.), а у славян - от греческого Гадеса; ибо hell в русском и других славянских языках есть ад; единственное различие между холодным адом скандинавов и горячим адом христиан заключается в их...
Философский словарь
царство мертвых, преисподняя. Согласно Библии до Страшного Суда ад служит пространством для мертвых, а после Страшного Суда местом наказания грешников.

Поделиться:

Реклама