Абсолютное - это...
АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (лат absolutus - отделенное, отпущенное и лат relativus - отнесенное в то или иное место) - противоположные по смыслу и сопряженные философские категории А - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее О (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них А и О выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и тд Понятия А и О первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы А в древнегреческой философии определялось как сторона совершенства, завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях "по природе", "в чистом виде", "само по себе" У Аристотеля О выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому В средневековой философии господствовало религиозное толкование А как "божественного", противостоящего О - "земному", "мирскому" В философии Нового времени (в особенности в немецкой классической традиции) выделялись различные аспекты А и О, которые раскрывались в системе понятий "в себе", "для другого", "для себя", "само по себе" и тп В системе категорий материалистической диалектики постулировалось, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, те абсолютна Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент А; то, что в одной связи относительно, в другой абсолютно и тд В современной философии при истолковании А как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А пространство) Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А и описываются в духе релятивизма Если же А задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего - идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов Концепция А как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений А может постулироваться либо как "целое", создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время
Поделиться: