Аббаньяно (abbagnano) Николо - это...

(1901-1990) - итал. философ. Изучал философию в ун-те Неаполя, с 1936 преподавал в ун-те Турина. А. не принял доминировавшего в Италии неогегельянства и, обратившись к философским концепциям Кьеркегора, Гуссерля, Хайдеггера, Ясперса и франц. экзистенциалистов, уже в первых работах поставил цель смены философского горизонта, считая, что философия должна заниматься осмыслением человеческого бытия в его конкретике. Эти размышления над природой философии отразились в серии историко-философских работ, в том числе в трехтомной "Истории философии" (Турин, 1946-50). В собственно философских работах, начиная со "Структуры экзистенции" (1936) А. выходит за рамки тем Хайдеггера, Ясперса, Сартра и пытается найти собственный путь в философии существования. Имеющиеся экзистенциалистские учения могут быть, согласно А., разделены на философию "невозможности возможного" и философию "необходимости возможного". Сам же А. стремится создать концепцию, которую определяет как "возможность возможного" или "позитивный экзистенциализм". Отправной пункт к построению последнего - синтез идей Канта и Кьеркегора. А. сводит три пары кантовских модальностей к одной, базисной - необходимости и не-необходимости, поскольку необходимость и случайность, с его точки зрения, не составляют принципиальной оппозиции. Существование, экзистенцию А. понимает как возможность. Любая возможность, доступная человеку, содержит два аспекта: позитивный, имеющий положительное разрешение, и негативный, разрешающийся в дурном поступке. Эта теория возможного составляет ядро экзистенциалистской концепции А. Другой фундаментальной для него проблемой был вопрос о ценности. Ему посвящена книга "Возможность и свобода" (1956). В экзистенциальном смыслеценность - это то, чем человеку "следует быть", это моральный эквивалент онтологического "может быть". В поздний период А. заинтересовался англо-американской философией, в результате чего в его систему вошли такие методологические понятия, как фальсификация, верификация и т.п. Если возможность есть базисная характеристика человеческого существования, то фальсифицируемость - основная характеристика научного исследования. Интерес А. к философско-методологическим проблемам очевиден и в его статье "Экзистенциализм" в словаре Dizionario difilosofia (Torino, 1961). Мудрость жизни. СПб., 1996; Introduzione all&esistenzialismo. Milano, 1942; Filosofia, religione, scienza. Torino. 1947; L&esistenzialismo pozitivo. Torino, 1948.


Поделиться:

Реклама