Все тенали бороголовы

Сегодня вашему вниманию мы хотим представить статью от Максима Макаренкова. Эта статья впервые была опубликована на iworker.ru. Уверены, вам понравится!

Все тенали бороголовыТы есть на «Одноклассниках»? Какой у тебя профиль на Facebook? А, слышал, сегодня такой-то написал в Twitter?.. Эти вопросы стали совершенно обычными в разговоре обитателей современных мегаполисов, а идентификаторы в социальных сетях воспринимаются также естественно, как раньше номера домашних телефонов.

С помощью социальных сетей мы можем найти своих одноклассников, которых не видели тысячу лет; или узнать, а где, собственно, сотрудник, который должен делать важную презентацию на совещании в 13:45. Ага – вместо этого он постит в FB фотку чашечки кофе и пишет о том, как замечательно провел время.

Мы можем оповестить своих знакомых о премьере спектакля или собрать друзей на вечеринку. Мы можем организовать день рождения или сбор средств. В конце концов, если станет совсем скучно, можно устроить революцию. Полезные, в общем, инструменты дает нам социальный веб.

Тогда, почему вместо повальной радости и всеобщего счастья мы видим скандалы, судебные иски, претензии и запреты работодателей, а психологи бьют тревогу, пугают онлайн-зависимостью, эмоциональным выгоранием и предупреждают об опасности социальных сетей? Что, человечество в очередной раз выпустило джинна из бутылки? Пожалуй, да.

Мне же современный социальный веб все чаще напоминает инопланетные игрушки из классического рассказа «Все тенали бороголовы» Генри Каттнера и Кэтрин Л. Мур. В этом рассказе двое маленьких детей находят чудесные непонятные игрушки и начинают играть в них, не зная правил. Результат… лучше прочитайте рассказ, но результат оказался непредсказуем и пугающ. Пожалуй, он бы испугал и хозяина игрушек.

С социальным вебом и его использованием происходит точно такая же штука. Мы приблизительно понимаем, для чего он задуман, компании и маркетологи более или менее представляют, как извлекать из него деньги и как впаривать пользователям то, что нужно продать, но глубинного влияния социального веба на жизнь человека не понимает никто, включая его создателей. Кажется, мы забиваем микроскопом гвозди.

Есть и еще одна проблема, мешающая сейчас эффективно использовать огромный потенциал социальных сетей. Как ни парадоксально, это наше с вами к ним отношение. Подавляющее большинство пользователей не воспринимает социальные сети, как инструмент. Люди привносят туда эмоциональное отношение, воспринимают происходящее в социальных сетях, как нечто абсолютно реальное, тем самым, нарушая «границу сред».

Конечно, сейчас все чаще озвучивается совершенно правильная мысль: нет онлайна и оффлайна, и то, что написано и выложено в социальной сети, может оказать самое прямое влияние на вашу реальную судьбу. Например, привести к увольнению. Но беда в том, что люди полностью погружаются в мир социального веба, перенося на него все модели поведения и взаимосвязи мира реального.

Выкладывая в FB фото чашечки кофе, о которой я упоминал в начале, бедолага-пользователь может искренне расстроиться, когда получит разнос от начальства, заглянувшего в его профиль. Как же так, ведь шеф у него в друзьях!

То есть, человек переносит модель поведения «друзья» на группу пользователей социальной сети, которая обозначена так исключительно ради того, чтобы более плотно вовлечь человека в пользование проектом, и повысить привлекательность проекта для рекламодателей. Я уже молчу о многочисленных трагикомических случаях, которые приводили к семейным скандалам и разводам. А причина одна – люди попросту не понимают, что за инструмент в их руках.

Около месяца назад я провел над собой небольшой эксперимент. Поскольку человек я достаточно «онлайновый», то значительная часть моей работы связана с соцсетями, в них находится большое количество моих контактов, о многих событиях люди оповещают именно через соцсети. Я поудалял свои профили из социальных сетей и принялся ждать – когда же начнется кошмар и ужас, когда иссякнет информационный поток и от меня отвернутся многочисленные «друзья», изнывающие от тоски без моих «лайков». Оказалось, что информацию можно получать и другими способами, люди, которым действительно интересно со мной общаться, нашли иные возможности для коммуникаций, а оповещения о мероприятиях прекрасно доходят и в виде классических электронных писем. Это не значит, что я не почувствовал неких неудобств, когда перестал пользоваться социальными сетями. Просто, взвесив все плюсы и минусы, не нашел плюсов, которые значительно перевешивали бы минусы.

После чего я попытался сформулировать несколько правил, которые, как мне кажется, помогут хотя бы некоторым пользователям рационализировать работу в социальных сетях.

1. Прежде чем вы начнете регистрироваться во всех популярных соцсетях сразу, составьте список своих реальных и виртуальных знакомых, с которыми вы общаетесь, и честно ответьте себе – достаточно ли времени вы уделяете им? А своим близким? Действительно ли вам необходимо расширение круга общения?

2. Составьте список того, что вы рассчитываете получить от использования социальных сетей. Иными словами, ответьте – зачем вам нужен этот инструмент?

3. Ответьте себе честно – действительно ли для достижения этих целей вам нужны социальные сети. Не проще ли написать или позвонить тем людям, с которыми вы хотите познакомиться?

4. Если вы считаете, что соцсети для вас важны, то регистрируйтесь только в тех проектах, где точно есть активные тематические группы по вашим интересам.

5. Отведите себе определенное время для посещения социальных сетей.

6. Отключите избыточные напоминания и оповещения, которые социальные сети обожают посылать пользователям по малейшему поводу.

7. Помните: все, что вы разместили в соцсетях, становится достоянием общественности. И совершенно неважно, насколько вы ограничили доступ к информации. Относитесь к любой публикации, как к общедоступной.

Думаю, что в ближайшее время человечество обуздает феномен социальных сетей, в том числе, и законодательными методами. Но пока до этого далеко, и новые инструменты приходится осваивать без инструкции. Хотя… мы можем создать ее вместе.

Скажите, как используете социальные сети вы? Какие правила и приемы применяете? Как воспринимаете их? Мешают они вашей жизни или, напротив, помогают?

Автор: Максим Макаренков.

Колонка автора на IWorker.Ru.

Фото: khalid Albaih.


Оригинальный материал:

сюда
Synderesis

Реклама