Завтра (точнее, уже сегодня) я веду вебинар по созданию идей для Plug&Play Dagestan. В процессе работы я понял, что кое-что не поместится в запланированные 6 часов. Поэтому я решил опубликовать здесь один большой фрагмент для тех участников вебинара, которые хотели бы глубже понять механизмы креативного мышления, а заодно и для всех остальных интересующихся этой темой.
Сейчас я в сжатой форме объясню смысл того, чем мы сегодня будем заниматься. Вопрос звучит так: зачем какие-то инструменты создания идей? Почему не работает простой способ: нужна идея — взял и придумал? Почему идеи редко возникают по заказу? И второй вопрос: почему то, что мы придумали, не работает? Где ошибка?
Многие, наверно, знают, что глаз — это линза, то есть на сетчатку попадает перевернутое изображение. Если бы видеть означало только воспринимать поступающие сигналы, то мы бы видели все вверх ногами, что было бы не очень удобно. Мозг обрабатывает и изменяет поступающую информацию. Почему я об этом говорю? Потому, что большинство ошибок происходят до порога сознания. То есть до того, как мы осознали то, что мы видим, мы, возможно, уже ошиблись.
Что такое ошибка? Это автоматический выбор неверного контекста. Мы видим лежащего на земле странно одетого человека и решаем, что это бомж. То есть наше восприятие выбрало контекст нищеты по отношению к этому человеку. Именно так погиб великий испанский архитектор Гауди — его сбил трамвай, и извозчики не хотели везти его в больницу, думая, что он не заплатит, — d итоге его отвезли его больницу для нищих, где не оказали необходимой помощи.
Итак, у нас есть не только интеллект, который кстати редко ошибается, но и восприятие, которое ошибается часто и таким образом дает интеллекту неверные данные. Причем это практически невозможно предотвратить, поскольку выбор контекста, как я уже говорил, происходит автоматически. Но с этим можно работать.
В машине есть мотор и водитель. Интелект — это мотор. Нужно управлять интеллектом, чтобы приехать туда, куда нужно. То есть нужен ум, управляющий самим собой. Управление ума самим собой или управление увниманием и есть путь к нахождению новых решений и избавлению от ошибок.
Хорошо, но как все это осуществить на практике? Ключом здесь является понятие контекста. Именно контекст отвечает за правильный или неправильный выбор. Или отсутствие выбора, когда новые идеи просто не появляются, потому что не получается сменить тупиковую точку зрения.
Нахождение работающего решения — это выбор верного контекста и затем выбор верного действия в этом контексте. Но это не прямой путь какого-то суперинтеллекта, потому что мы им во-первых не обладаем, и во-вторых, даже суперинтеллект может предложить неверное решение, если ему дать на входе неверные данные, а это случается сплошь и рядом, потому что никто не знает реальность заранее. Но есть инструменты управления вниманием, — своего рода машины, помогающие волшебным образом создать такую ситуацию, в которой решение с большой вероятностью может возникнуть.
Чтобы понять, что такое контекст, давайте посмотрим, как устроена наша память. Потому что воспринятое попадает в память и оттуда в ум.
Нам представляется, что память — это такой склад, где лежит информация. Когда нам нужно что-то вспомнить, приходит кладовщик и вытаскивает то, что нам нужно, с полки.
Это представление ошибочно. Кладовщика нет. Нет в мозгу какой-то отдельной сущности, у которой есть инвентарный список всего, что там хранится. Грандиозным достижением Эдварда де Боно было понимание того, что память — это самоорганизующаяся структура. То есть информация сама себя организует в памяти. Организует при помощи контекстов.
Такпо структуре русла реки можно определить, где, как и когда текла вода, — русло в данном случае это аналогия своего рода слепка с события, но не просто слепка, а саморасшифровывающегося кода. Так же точно контекст, особенно повторяющийся, вновь вызывает к жизни события, которые в нем происходили. Например, на каком курорте вы отдыхали этим летом? Назоваите только это слово и посмотрите, сколько в голове всплывает образов и воспоминаний. То есть даже кусочек кода вызывает весь код. Слово — это контекст. Словами мы быстро передаем огромные массивы информации.
Для нас достаточно пока понимания того, что информация хранится в контекстах. У этого способа организации информации есть огромные плюсы, благодаря которым мы с вами сейчас и общаемся. Но при это есть у него и обратные стороны, тоже очень серьезные, и вот именно эти обратные стороны и отвечают за то, что мы ошибаемся или не придумываем хорошие идеи, когда нам это нужно. Их несколько.
Первое: информация поступает и организуется во времени. Это означает, что текущая организация информации всегда неоптимальна, всегда отстает от реальности.
Отсюда вытекает второе: информация, если продолжить сравнение с рекой, как бы стекает в самое глубокое русло, даже если другие, более ей адекватные. Может быть и так, что ни одно русло не является оптимальным. То есть у нас может не быть в распряжении, в опыте того контекста, который был бы оптимальным для нахождения решения. Мы никогда не видели плохо одетых великих архитекторов.
Третье: контексты очень устойчивы, они не распадаются сами, и более того, способны неограниченно расти. Даже когда причины, их породившие, уже перестали существовать, они все равно будут хранить в себе информацию.
Четвертое: контекст не просто активизирует информацию. Есть и обратная сторона: информация часто вообще недоступна без контекста. Это как письмо в бутылке. Нужно открыть бутылку, чтобы его прочитать. Например, если вы вспомните дом, где вы жили в детстве, вы сразу вспомните множество вещей, о которых бы иначе не подумали сейчас.
Чтобы компенсировать эти и другие проблемы, Эдвард де Боно придумал понятие «латеральное мышление». Латеральный значит побочный, сторонний. Если мы хотим изменить реальность, а любая идея, любой новый проект — это попытка изменить реальность, то нам нужно отойти в сторону от привычных контекстов, от путей, которыми мы обычно мыслим. Тогда нас ждут идеи.
Я сформулировал на основе идей де Боно пять принципов латерального мышления:
- От правоты к богатству — от единственного правильного ответа к многообразию вариантов
- От утверждений к вопросам — от моментальных оценок к отложенному суждению
- От «Кто виноват?» к «Что, если?» — от поиска причин в прошлом к поиску идей в будущем
- От линейности к скачкам — от последовательного мышления к свободным переходам
- От замкнутости к открытости внешним влияниям
Вот на этих принципах и построены инструменты создания идей, или, как выражается де Боно, инструменты управления вниманием, которыми мы будем сегодня осваивать.
Заметки по теме
- Эдвард де Боно
- О контекстах (паттернах)
- Латеральное мышление
- Creativity по Чиксентмихайи
- Чиксентмихайи о креативности
- Типологии творческих людей
- Артефакты
- Ресурсы по креативности
- Список случайных стимулов