Два года назад записался на Стэнфордский курс по искусственному интеллекту — ai-class.org. Честно дошел до mid-term exam (по нашему это, наверное, коллоквиум называется), а потом уехал в командировку, пропустил одно домашнее задание и на этом все закончилось.
Но мне понравилось. Черт, не так! Я был, блин, просто в ВОСТОРГЕ! Смотри лекции лучших профессоров в мире когда тебе, а не лектору, удобно, проматывай скучные или уже известные куски, повторяй неясные элементы хоть по сто раз — никто тебе и слова не скажет. К тому же сразу вскрылось отличие западных лекторов от наших — обилие наглядных примеров, “квизы”, которые проверяют твое понимание каждые пять-десять минут, а также доброжелательный юмор и самоирония.
Через год повторил опыт, записавшись на похожий курс от уже любимого мною Себастьяна Трана, “Programmig Self-Driving Car”. Очень здорово проходить смутно узнаваемые тобой из институтских курсах на примере конструирования робота-автомобиля, который самостоятельно определяет свое положение в пространстве, рулит и ищет выход из сложного лабиринта. Как-то сразу появляется понимание, для чего же, собственно, нужны столь сложные формулы и уравнения. Каждое из них появляется в ответ на ту или иную необходимость, потребность робота. Не знаю, как у других, а мне такой подход кажется гораздо более продуктивным, нежели абстрактное заучивание формул и теорем без понимания хоть какой-то их применимости.
А ещё Тран очень классно придумал, что в начале некоторых занятий проводил для участников своего рода короткие экскурсии к себе в лабораторию. Там он показывал, как выглядит тот самый Google self-driving car, как именно компьютерные мозги строят оптимальный маршрут, и для чего нужен вращающийся лазерный дальномер на крыше.
Как вы догадываетесь, тот курс я тоже не закончил. Правда, здесь прогресс гораздо более значительный: к весне прошлого года я прослушал и успешно сделал “домашку” по 4 неделям из 6. А потом все как-то закрутилось… ну, вы понимаете.
Но накануне первого сентября у меня возникла мысль о том, что неплохо бы закрыть гештальт и узнать, что же кроется за аббревиатурой SLAM из лекций шестой недели. Классно было бы еще быстро повторить все задания предыдущих недель и сдать-таки экзамен. И уж совсем круто было бы каким-то образом, хоть краешком применить полученные знания в наших текущих проектах.
Но где взять время? Ответ пришел ко мне, когда я начал размышлять, какой бы сериал начать смотреть в новом сезоне. Что если каждый раз, когда рука тянется к запуску очередной серии увлекательного, но бесполезного сериала, переключаться на новую лекцию Udacity? Наверное, можно даже настроить своего рода роутинг, маршрутизацию, если рука предательски вобьет в адресную строку сайт онлайнового кинотеатра. Можно пойти дальше и вместо любимых мною технических подкастов от Лео Лапорта засыпать под аудиозапись все тех же лекций. Много чего еще можно придумать, если попытаться бессмысленное времяпрепровождение у монитора заменить на изучение нового.
Надо попробовать. Кто со мной?