Невозможно говорить о всестороннем развитии личности, забывая об одном элементе, без которого невозможно осознанное и продуктивное развитие – критическом мышлении. Если вспомнить известное выражение, лучше научить человека ловить рыбу, чтобы он мог обеспечивать себя едой сам, нежели один раз накормить его. Так вот, критическое мышление – это система ориентирования, которая позволяет человеку самому видеть «белые пятна» в своем развитии и направлять его по нужному течению. Способность анализировать и делать выбор – неотъемлемая часть развитой личности, без которой она будет вынуждена все время опираться на мнение авторитетов и экспертов. Таким образом, первое условие всестороннего развития личности – наличие критического мышления.
Как развить критическое мышление
В процессе саморазвития обретение критического мышления – это мощный толчок, который помогает приблизиться к своим целям и перейти на качественно новый уровень сознания. Как вы, наверное, уже догадались, развить критическое мышление не так-то просто. Однако тот, кто ставит перед собой цель и имеет план по ее достижению и мотивацию, обречен на успех. Предлагаю вам такой план, который включает в себя 9 стратегий развития критического мышления – он ориентирован на разностороннюю работу в течение длительного периода времени. Экспериментируя с различными стратегиями, вы убедитесь в том, что достичь критического мышления реально в любом возрасте.
Стратегии развития критического мышления
№1. Используйте время, которое обычно тратите впустую. Все люди тратят некоторое количество времени впустую – не используя его для продуктивной деятельности или отдыха. Первая стратегия развития критического мышления предлагает использовать это время для самоанализа: в конце дня вместо того, чтобы бездумно переключать каналы телевизора, оцените свой день, недостатки и достоинства, которые вы проявили в течение дня. Для этого ответьте себе на следующие вопросы:
- Какой пример моего мышления сегодня был самым худшим?
- Когда я использовал мышление максимально продуктивно?
- О чем конкретно я сегодня думал?
- Позволил ли я взять верх негативному мышлению сегодня?
- Что я бы сделал по-другому, если бы мог заново прожить сегодняшний день? Почему?
- Сделал ли я сегодня что-то, что приблизило меня к достижению моих долгосрочных целей?
- Действовал ли я в соответствии со своими ценностями?
Важно дать себе немного времени на каждый вопрос – так развивается аналитическое мышление, из которого вырастает критическое. Ведите ежедневные записи – это позволит выявить паттерны вашего мышления, выделяя повторяющиеся реакции в течение определенного отрезка времени.
№2. По одной проблеме в день. Каждое утро, по пути на работу или учебу, выбирайте проблему, над которой будете работать сегодня. Определите логику проблемы и ее элементы: какова точная проблема, как она касается моих ценностей, целей и потребностей?
План работы с проблемой:
- формулируйте ее максимально четко и ясно;
- изучите проблему: является ли она подконтрольной вам или вы не имеете над ней контроля? С какими действиями вы столкнетесь при ее решении? Выбирайте те проблемы, с которыми вы можете что-либо сделать сейчас и откладывайте те, которые пока вам неподвластны;
- активно ищите информацию, которая необходима вам для решения проблемы;
- тщательно проанализируйте информацию, интерпретируйте ее и сделайте разумные выводы;
- выясните свои возможности – что вы можете сделать для решения проблемы в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
- оцените варианты действий, исходя из их преимуществ и недостатков;
- определите стратегию решения проблемы и придерживайтесь ее до конца;
- начав действовать, отслеживайте ситуацию: проявятся последствия ваших действий, будет появляться все больше информации о вашей проблеме, поэтому будьте готовы в любой момент пересмотреть свою стратегию.
№3. Развивайте интеллект. Каждую неделю работайте над развитием одного из интеллектуальных стандартов: ясность мышления, логика, креативное мышление, концентрация внимания и т.д. Например, если вы работаете над вниманием, в течение недели фиксируйте, насколько вы внимательны, можете ли сконцентрироваться всегда, когда это требуется, внимательны ли окружающие вас люди.
№4. Ведите интеллектуальный дневник. Каждую неделю делайте записи в дневнике, используя следующий формат:
1. Опишите ситуацию, которая была наиболее важна для вас (эмоционально значима) в течение этой недели.
2. Опишите свою реакцию на эту ситуацию как можно более определенно и точно.
3. Теперь проанализируйте, исходя из того, что вы написали, что на самом деле происходит, каковы корни этой ситуации. Углубитесь в нее.
4. Оцените результаты анализа – что нового вы узнали о себе? Что вы сделали бы по-другому, если бы заново пережили эту ситуацию?