Не могу понять откуда у меня взялась тяга к тому, что сегодня популярно называть продуктивность или личная эффективность. Я даже слов таких не знал, но меня тянуло ко всему, что помогало быть более производительнее, успевать больше. Я был обыкновенным ребёнком, но с некоторым осложнением. Возможно оттого, что я часто болел в детстве и сидел дома один, я привык находить себе занятия сам, общаясь с книгами и грампластинками.
Наверное в 1978-79 году я каждый день ждал телепередачу Симона Соловейчика “Ученье с увлечением“. Кажется так она называлась. Я погуглил, но не нашёл ни одной видеозаписи. Это был прообраз модных ныне лайфхаков, относившихся к школьной учёбе.
В детстве я отчего-то увлекался скорочтением, устным счётом, мнемотехникой и аутогенной тренировкой. Я выискивал редкие публикации в журналах “Наука и жизнь”, “Знания сила”, “Физкультура и спорт”.
В старших классах школы мне в руки попала книга Владимира Леви “Искусство быть другим“.
В армии прочитал книгу Даниила Гранина “Эта странная жизнь“.
С появлением интернета информация подобной тематики хлынула потоком. Как оказалось, поток был отчасти мутным. Сотни плохо переведённых статей, паршиво изданные книги народившихся гуру.
Вместо пользы всё это ещё больше отдалило меня от понимания того, что собственно для меня является продуктивность и личная эффективность.
Готовясь к своему выступлению на TEDxPERM я нашёл точный образ того, чем на самом деле было моё увлечение саморазвитием. Я напоминал карандаш, который постоянно затачивают, но ничего им не рисуют и не пишут. Результатом моих усилий по большей части была стружка, которая шла в мусор.
Я стремился читать как можно больше и быстрее. В моём арсенале появлялись всё новые техники планирования, целеполагания и таймменеджмента. Параллельно я обрастал книгами, гаджетами, программами и приложениями. Однако мне это не приносило удовлетворения. Увы, мне понадобился не один год, чтобы понять вторичность всего этого.
Определить и различать.
На волне этого увлечения и некоторой популярности моего блога, в котором я привык отражать свои поиски, я чуть было не стал бизнес-тренером. Для меня ведение тренингов чуть было не стало такой же стружкой, как и обучение скорочтению или быстрому счёту.
Никогда не отказывался от неплохих денег, которые мне платили за тренинги. Я даже цену свою не называл, когда меня приглашали, потому что проводил их не ради оплаты. Выговаривание собственного понимания того, что есть личная эффективность и в большей степени общение с участниками тренингов, помогли осмыслить важное для меня. Для чего вся эта эффективность с продуктивностью?
Впрочем для начала полезно было через определение, понять значения для себя двух этих понятий. Для меня это были именно два различных понятия, а не синонимы.
Продуктивность – это умение поддерживать на определённом уровне ежедневное выполнение поставленных задач. Вне зависимости от личного настроения, состояния, внешнего окружения и твоего взаимодействия с другими людьми.
Эффективность – навык максимально концентрироваться на выполнение каждого дела, проживания каждой минуты. Главное здесь не только результат, это вторично. Первично умение испытывать радость от проживания данного отрезка времени. Способность разглядеть в своих действиях реализацию своих ценностей, открывающиеся возможности, вовлечение в решение задач других людей и выстраивания с ними взаимовыгодного взаимодействия.
А смысл быть эффективным был в том, чтобы большую часть своей жизни испытывать радость от собственных действий и происходящего вокруг.
Наверное умнее и быстрее было бы с начала понять как я хочу жить, а потом искать способы для реализации своего понимания. Рад и тому, что у меня получилось. Мог бы по-прежнему “работать над собой” и “повышать свою эффективность”. Так бы и производил до сих пор стружку.