Когда человек делает что-то, то получает обратную реакцию от мира. Другие люди выражают свое одобрение или порицание. Оценки, которые дает внешний мир, вызывают в нем различные эмоции – от гордости до стыда. И это влияет уже на его отношение к собственным действиям.
Особенно это важно в детстве, когда самооценка только формируется и находится в прямой зависимости от оценок других. Каждое действие подкрепляется извне.
Когда ребенка поощряют, он испытывает положительные эмоции. Они ему нравятся, он хочет испытать их снова и воспроизводит ситуацию, которая их вызвала. Получая положительное подкрепление на действие, ребенок стремится повторять его снова. Но если в ответ он получает реакцию, которая его огорчает, пугает или разочаровывает, подкрепление оказывается отрицательным: «больше так не делай».
Но, конечно, не все так просто. Не каждая похвала является положительным подкрепление и далеко не каждое «ну-ну-ну» — отрицательным. Иначе дети всегда делали бы только то, что им говорят и за что хвалят.
Ключевым фактором здесь является не сама реакция других, а собственные эмоции, возникающие по поводу этой реакции. Если тебя не замечают, то бурное возмущение очередной «шкодой» — это положительное подкрепление, сущее благо по сравнению с «игнором». На тебя обратили внимание, то, что ты делаешь, имеет значение! И в следующий раз, когда внимания не удается добиться хорошим поведением, ручки сами зачешутся что-нибудь эдакое организовать.
Если подобная схема оказывается рабочей, ее смело можно закреплять в поведении. Так, человек, который не обрел чувства значимости, жаждет власти. Чтобы чувствовать себя сильным, ему нужен слабый. И негативная реакция «жертвы», ее страх, напряжение – это для него положительное подкрепление, вызывающее нужные эмоции. А бывшая капризная девочка с удовольствием закатывает мужу истерики на пустом месте, дабы внести дозу эмоций в личную жизнь.
Иногда очень трудно понять, почему человек поступает именно так. Скорее всего, он и сам об этом не знает. Возможно, даже сожалеет о своих поступках или словах (потом, конечно). Но если он продолжает это делать, значит, его способ получения нужных эмоций все еще работает. Ведь и во взрослом возрасте мы продолжаем подкреплять поведение друг друга своей реакцией. А детям передаем собственные «схемы», обучая тому, что умеем сами…
Автор: Оксана Токарева.
Фото: bass_nroll.