Меня интересует, волнует и часто печалит современное образование. Оно совершенно не соответствует требованиям реальной жизни, часто губит креативность и любопытство самых лучших людей в мире — детей, а большинство попыток тиражировать редкие удачные решения превращаются в фарс.
Выходов из этого положения предлагается несколько, но первым шагом к избавлению от проблемы, как известно, является ее признание. Именно для этого я хотел перевести на русский эссе учителя математики Пола Локхарта “Плач математика”, написанное в 2002 году. Но, оказывается, это уже сделал Илья Земсков. Спасибо ему за это. На примере обучения музыкантов и художников Локхарт показывает абсурдность существующей системы математического образования (от себя добавлю — и исторического, и физического, и много какого еще), ориентированной на зазубривание формул , правил и операций вместо постижения и восхищения красотой этой науки, вместо самостоятельного поиска решения.
Скажу честно — несмотря на высшее техническое образование, где было полно матанализа, линейной и дискретной алгебры, я начинаю видеть красоту математики за дебрями формул только сейчас. Очень хочу, чтобы кто-то — мой сын, например — научился видеть эту гармонию раньше. Думаю сейчас над тем, как это сделать.
Обязательно прочитайте эссе Локхарта. Возможно, это будет самый важный ваш текст за этот год.
[Пол Локхарт. Плач математика]
P.S. Обалдеть — в Википедии есть статья “Красота математики”! Только что наткнулся. Посмотрите ее тоже.