В этой статье я поделюсь обзором своей технологии разработки идей. Она помогла мне выполнить ряд действительно сложных заказов от очень больших компаний и создать много интересных идей для собственных проектов. Я также использую ее и обучаю ей на своих тренингах по креативности. Уверен, что она станет удобной канвой и для вашей творческой работы.
С задачами, требующими новых идей, сегодня сталкивается каждый, кто ведет активную профессиональную деятельность, — это новые проекты, продукты, услуги, направления бизнеса, а также постоянное улучшение всего этого и нахождение решений в проблемных ситуациях.
Люди, которым нужны идеи, чаще всего относятся к одной из двух категорий — те, кому нужно сделать что-то новое впервые (условно «творцы»), и те, кому нужно каждый раз делать примерно одно и то же по-новому (условно «профи»). К первой категории можно отнести, например, создателей новых продуктов или авторов стартапов, ко второй — рекламные агентства, дизайн-студии, маркетинговые департаменты крупных компаний и т.д.
Главный вызов для «творца» — создать новое решение, которое действительно будет работать. Например, для человека, который хочет открыть бизнес, вызовом будет необходимость не только отстроиться от аналогов (то есть создать что-то действительно новое), но и точно попасть в свою нишу (то есть быть полезным и понятным).
Для «профи» же главный вызов — быть новым на рынке, где все уже было. Например, для дизайн-студии это может быть задача из года в год разрабатывать новые креативные решения для одного и того же клиентского проекта.
Схема работы, которую я опишу, позволяет успешно ответить на оба вызова. Она возникла из моей десятилетней практики в ролях дизайнера, креативщика и тренера по креативности, в ходе которой я освоил и разработал много полезных инструментов и осознал некоторые общие принципы, лежащие в их основе.
Создание идеи: большая картина
Автор фото
В жизни путь от старого к новому лежит через распад первоначальной реальности и нарастание хаоса, после чего начинается структурирование элементов хаоса вокруг некой новой «большой идеи» и их схождение к новой реальности. Мой процесс создания идеи устроен примерно так же и складывается из четырех главных шагов:
- Формулировка задачи
- Начальная генерация идей
- Отбор и доработка идей
- Оформление результатов
Здесь есть два ключевых момента. Во-первых, необходимо строить работу именно в такой последовательности. В обычной жизни так и хочется, проскочив первые три шага, сразу родить идею, готовую к реализации. Когда это не получается, мы возвращаемся на предыдущий шаг, пытаясь как-то организовать разрозненные проблески идей. Когда и это не выходит, мы отступаем еще на шаг назад и пытаемся сгенерить больше идей. Но тут выясняется, что мы не понимаем, чего мы на самом деле хотим, и мы возвращаемся к самому первому шагу — формулировке задачи. И после этого нам придется еще раз пройти все четыре шага, но уже в правильном направлении.
Во-вторых, на каждом шаге нужно использовать подходящий режим мышления. Например, нет смысла безудержно фантазировать на этапе сбора информации или придирчиво критиковать на креатив-сессии. Это кажется самоочевидным, но далеко не так просто на практике. Подробнее про режимы мышления и то, как с ними работать, можно узнать в Шести шляпах мышления Эдварда де Боно, а сейчас давайте посмотрим на особенности каждого этапа создания идеи.
Шаг 1. Формулировка задачи
Автор фото
Определите, что и зачем требуется сделать, и соберите необходимую информацию.
Взаимоотношения целей и контекста — это вечная проблема курицы и яйца: непонятно, что чему должно предшествовать. Владение необходимой информацией позволяет правильно определить цели, а правильно поставленные цели помогают собрать нужную информацию. Как бы то ни было, на выходе у нас должно оказаться и то, и другое, — четкая формулировка задачи и весь необходимый для ее понимания контекст.
Поскольку в реальности мы обычно имеем дело с множеством различных целей и точек зрения, в первую очередь нужно определиться с двумя главными вещами — зачем именно делается эта работа и что конкретно должно быть ее результатом. Пока этого понимания нет, нет и смысла двигаться дальше.
Чтобы помочь себе, попробуйте варьировать слова в формулировке задачи, заменяя их синонимами, антонимами или даже случайными словами, и смотрите, как будет при этом меняться смысл и какие новые пути поиска решения станут видны.
Для сложных проектов я оформляю задачу в виде брифа — короткого документа, содержащего четыре раздела: контекст (почему возникла задача и зачем нужно ее решить), сама задача (что требуется сделать), критерии оценки идей (по каким параметрам будем выбирать лучшие решения) и ожидаемый результат (что, в каком виде и когда нужно предоставить). Я стараюсь писать бриф самым простым языком, избегая технических и наукоподобных терминов, и ни в коем случае не стремлюсь впечатлить кого-либо его сложностью или объемом :)
Для того, чтобы лучше погрузиться в новую тему, я создал инструмент по названием «Поле значений». Если коротко, это ментальная карта, в центре которой находится задача, бренд или продукт, а на ветвях располагаются ассоциации по четырем признакам: свойства (ответы на вопрос «какой?»), функции («что делает?»), символы («что значит?») и ценности («почему это важно?»). Такая карта помогает включиться в незнакомую тему, ощутить ее специфику изнутри, а также найти ключевые слова, которые могут стать подсказками для поиска решений на следующем этапе.
Шаг 2. Генерация идей, или творческий хаос
Автор фото
Создайте как можно больше непохожих друг на друга идей, решающих поставленную задачу (целиком или в какой-то части).
Как это сделать? Способов генерации идей существует великое множество — нужна только практика, чтобы понимать, какой инструмент для чего подходит и в какой последовательности их лучше выстраивать. Для начала можете попробовать 4D Стимул.
Не забывайте про три главных правила генерации идей:
- Полный и безоговорочный запрет на критику. Запрещены высказывания-киллеры, например, «это не будет работать», «не хватит денег», «не примет начальство», «не купят клиенты» и так далее. Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные, иначе наши фильтры могут сгоряча отфильтровать не то, что нужно, и вы останетесь с пустыми руками.
- Все возникшие идеи должны записываться. Не полагайтесь на память — новые идеи очень легко забываются, ведь часто им просто не за что зацепиться в нашем сознании. Поэтому каждая идея записывается на отдельную карточку и сохраняется до следующего этапа.
- Не нужно погружаться в развитие понравившейся идеи — просто запишите ее и двигайтесь дальше. Скользите по поверхности, как будто вы пускаете блинчики на морском берегу. Есть идеи, которые уносят эмоционально, хотя в итоге мало чего стоят, и отличить их от действительно стоящих на этом этапе очень трудно.
В сложных проектах я заранее готовлю список вопросов для креатив-сессий (эти вопросы можно вытащить, например, из уже упомянутой карты значений). Это помогает подходить к теме с разных ракурсов и как следствие получать более интересные результаты.
Шаг 3. Отбор и доработка идей
Автор фото
Оцените найденные идеи, выберите лучшие и доработайте их.
Главная задача этого шага — структурировать накопленный материал в «большие идеи», а затем проверить их на прочность и сделать еще лучше.
Очень важно, чтобы этот этап был четко отделен от предыдущего, потому что, как я уже говорил вначале, они подразумевают разные режимы мышления. Если на этапе генерации идей работает в первую очередь креативное мышление, то на этапе отбора и доработки идей в игру включается критическое мышление. При этом не забывайте, что критика в нашем опыте часто связана с негативными последствиями (насмешки, неуважение, наказание…), поэтому пользоваться ей нужно крайне аккуратно.
В сложных проектах я использую такую схему: все собранные на предыдущем этапе идеи оцениваются в баллах, после чего слабые идеи отбрасываются. Оставшиеся идеи группируются вокруг наиболее сильных концептов и дорабатываются.
Проверять на прочность и дорабатывать полученные «большие идеи» проще всего путем определения их плюсов и минусов с последующим креативом на тему того, как минусы превратить в плюсы. Для более серьезных задач можно подтянуть уже упомянутые шесть шляп де Боно.
Завершением этого этапа будет сводная таблица, где представлены все идеи-кандидаты. Так их намного легче сравнивать и оценивать, и часто результатом этого шага становятся полезные дополнения или перекомпоновки.
Шаг 4. Оформление результатов
Автор фото
Опишите итоговую идею и презентуйте ее заинтересованным сторонам.
Этот этап — своего рода материализация идеи. Именно здесь решение примет готовую форму, подходящую для итоговой оценки и принятия решения о его дальнейшей судьбе.
В простых проектах достаточно сформулировать итоговую идею в виде одного абзаца текста.
Для сложных проектов результатом работы по созданию идеи будет ее презентация в подходящем формате — например, традиционная слайдовая презентация, видеоролик, макет, демонстрация в действии…
Новые идеи — очень субъективная материя. Человек может проявлять по отношению к ним самые разные эмоции в зависимости от прошлого опыта или текущего настроения. Поэтому главная задача хорошей презентации идей — снизить субъективность оценок. Для этого нужно привести идеи-кандидаты к такой форме, которая позволит даже непосвященным как можно легче и точнее понимать их содержание.
Разумеется, описанная схема — всего лишь каркас, что-то вроде манекена, на который можно примерить самые разные наряды. Приглашаю всех к практике, которая научит вас намного большему :)