В гостях у LifeIdea.org, Сергей Шарыпов, автор программы tipcat.
Начало
Примерно 9 лет назад я наткнулся на веб сайт www.improvement.ru. Нельзя сказать, что он перевернул мою жизнь, но увлёк и заставил поэкспериментировать над собой. Я прочитал все опубликованные там статьи, даже заказал брошюру, что, стоит заметить, было одной из моих первых покупок в интернете. В дальнейшем я читал много разных ресурсов, прочитал такую классику, как GTD, “7 навыков высокоэффективных людей” и, конечно же, замечательную книгу Даниила Гранина “Эта странная жизнь”. Вот эта книга действительно поразила, точнее не сама книга, а человек, чья биография там была описана. Александр Александрович Любищев 56 лет вёл хронометраж расходов своего времени, это восхищает. За эти годы он так узнал себя, что расхождения в планируемой работе на год с реальными числами составляли всего лишь часы. Конечно, такие люди вдохновляют и служат отличным примером для подражания. До прочтения этой книги я никогда не вёл дневники и не записывал, то чем я занимаюсь, другими словами, я никогда не слышал о хронометраже и не пробовал его вести.
Прочитав ещё несколько статей, описывающих опыт других людей в ведении хронометража, я решил попробовать. Впоследствии я назвал мой первый способ записи данных классическим, в первую очередь потому, что он близок к тому, что описывали другие, плюс, что в современном мире является неким винтажем, в качестве инструмента использовались бумага и ручка. Конечно, это самый удобный способ в плане ресурсов, бумагу всегда можно найти, ручка также чаще всего доступна и чернил хватает на долгое время. Впрочем, даже если они заканчиваются, можно взять новую ручку и продолжить начатое. В этом плане классическому способу нет равных. Формат записи я выбрал простой: время начала активности, время окончания и её название.
14:00, читаем интернет, 14:23
14:23, личное, 14:25
14:25, кофе, умные разговоры на работе, 14:50
14:50, обед, 16:57
16:57, личное, 17:03
Чаще всего записывал, когда я начал чем-то заниматься и при переключении на другую задачу вписывал время окончания, поэтому со временем просто перестал писать два времени и ограничился одним. Названия активностей, в свою очередь, со временем выросли в набор сокращений, чтобы можно было проще и быстрее вести запись.
14:00, inet
14:23, pers
14:25, break
14:50, eat
16:57, pers
В процессе ведения хронометража я выделил три недостатка выбранного мною способа. Во-первых записывать на бумагу не всегда и не везде удобно. Выходишь с работы и быстро идешь к машине, самое удобное время для записи, но не место. Вроде мелочь, сел в машину и записал, но таких случаев набегает множество в течение дня, что создает некий дискомфорт в ведении хронометража. Причиной следующей проблемы я бы назвал разнородность данных. Активностей в течение дня бывает множество, переключения между задачами, отвлечения и т.д., зачастую просто забываешь отметить тот или иной промежуток времени, а к вечеру таких пробелов становится достаточно, чтобы испортить статистику. И ведь некому напомнить о том, что надо отметить очередную активность. И последнее: собранные данные необходимо анализировать, что можно сделать различными способами. Для меня удобнее всего было использовать компьютер, тот же Excel, там можно построить красивые графики, отсортировать информацию как удобно и т.д. А проблемой тут является необходимость ввода в компьютер всей собранной информации. Другими словами, нужно просто написать всё, что писал в течение дня, но на компьютере.
Несмотря на все недостатки, сам хронометраж мне пришелся по душе. У него есть замечательный побочный эффект: когда ведёшь записи, невольно задумываешь о том, на что ты тратишь свой день. Таким образом, без дополнительного планирования и анализа ты начинаешь продуктивнее тратить время. Основные раздражители видны и без дополнительного анализа. Хотя красивые графики в Excel мотивируют тоже хорошо. Я не стал вести хронометраж постоянно, как это делал Любищев, а использую технику, когда чувствую, что время расходуется не разумно. Появился новый проект, поменял работу, начался новый семестр в учебном заведении – самое лучшее время посмотреть, как расходуется время. Для меня хватает одной-двух недель, чтобы выделить основные проблемы в своём времяпровождении, да и как замечено выше, сами эти недели являются своего рода дисциплинарными за счет «побочного» эффекта.
Программа
Однажды, когда я в очередной раз затеял вести хронометраж, я подумал о том, как замечательно было бы использовать для этого инструмент, который всегда под рукой – телефон. Проведя небольшое исследование имеющихся на рынке программ, я не нашел ничего, что бы удовлетворяло моим потребностям. Основная масса программ, ориентированных на отслеживание расходов времени, была предназначена для фрилансеров, а в данном сегменте необходимо подсчитывать, сколько ты занимаешься определённым проектом или клиентом, чтобы можно было выставить ему счет. Таким образом, все такие программы больше походили на продвинутые хронометры, где ты нажимал старт, начиная работать над определённым проектом, а не просто фиксировал то, чем занимаешься на данный момент, что было необходимо мне. Притом мне хотелось просто улучшить привычный классический способ.
Я знаком с языком программирования Java, и телефон, который у меня тогда был, давал возможность запускать программы, написанные на этом языке. Дело оставалось за малым: сесть и начать программировать, что я и сделал. Первая версия появилась достаточно быстро, мотивировало желание как можно быстрее самому начать пользоваться. Опять же, разрабатывая всю жизнь различные программы для компьютеров, было вдвойне интересно увидеть нечто, написанное тобой на мобильном телефоне.
Первые же дни использования выделили определённые шаблоны в работе с программой, и сразу же пришли в голову идеи о том, как можно решить три выше перечисленные проблемы «классического» способа ведения хронометража. Удобство и скорость ввода информации реализовывались за счет использования тэгов, которые создавались по мере использования системы и впоследствии просто выбирались, что давало возможность ввести новую активность буквально несколькими нажатиями. В качестве борьбы с забывчивостью при ведении хронометража, использовалась система напоминаний. В первую очередь, программа оповещала о том, что текущая активность, как она запланирована, закончилась, а также программа напоминала пользователю о себе, если никакой активности с его стороны не было. Ну и последняя проблема решилась сама собой, данные по определению были в цифровом формате, оставалось только их извлечь и трансформировать в файл, который может открывать Excel, для чего был выбран формат CSV.
Будущее
Я с удовольствием пользовался программой, собирая информацию по своей продуктивности, делая выводы и корректируя своё времяпровождение. Более того, когда у меня появился новый телефон, у которого была отличная от старого операционная система Android, я написал новую версию своей программы, чтобы можно было продолжать эксперименты.
На данный момент новая программа уже доступна на Android Market для установки и даже пользуется неплохим для данного сегмента спросом. Мне очень приятно получать отзывы о программе и пожелания новых возможностей.
Я набрал уже достаточно большой список функций для новой версии программы, включающий как различные улучшения в плане её использования, так и всякие интеграции с календарём, звонками и прочее. Буду стараться выделять время для улучшения своего детища, в том числе и не без его помощи.
Ещё мне хочется сказать, что хронометраж не является панацеей от всех болезней, связанных со временем. Никто не заставит человека исправлять свою жизнь, кроме него самого. Никакие инструменты не заменят силу воли и желания покорять различные вершины. Необходимо ставить перед собой цели и стремиться к их реализации. А мне будет вдвойне приятно, если хронометраж для кого-то станет полезным инструментом, будь то классический способ, моя программа или любой другой подход.
Вечная ссылка | Добавить закладку | Сюрприз
Другие статьи по теме:
- LazyCure 4.0 – личная эффективность по-русски
- Поглотители времени и Мобильный хронометраж
- Хронометраж одного дня
- Зачем вести хронометраж?
- Тайм-менеджмент для тебя, любимая