Один из плюсов блоггерства (и одна из причин, по которой люди вообще заводят блог) – возможность делиться своими знаниями и опытом с людьми. Размышляя сегодня над темой очередной статьи я подумала, а почему бы не написать статью о том, как написать статью? Такое руководство будет полезно не только тем, кто решил зарабатывать себе на жизнь и плюшки копирайтингом, но и тем, для кого необходимость написать статью для сайта является разовой (а такое встречается все чаще, учитывая, что каждая организация, предприятие, сообщество и т.д. обзавелись собственным сайтом). Итак, пишем статью для сайта.
Определимся с размером
Прежде всего, определитесь с объемом статьи, которую собираетесь написать, если заказчик не указал рамки этого параметра в техническом задании (ТЗ). Узнать объем текста в Word 2007 можно на закладке «рецензирование», значок «статистика» или нажав на кнопку «число слов» в левом нижнем углу окна. 1000 знаков – это заметка, а минимальный объем статьи равен 1500 знаков. Скажу честно, уместить в такой объем всю информацию по теме – большое мастерство, доступное не каждому. Поэтому наиболее распространенный объем текста статьи – 2000-2500 знаков, хотя, в зависимости от специфики сайта и его тематики, он может возрастать и до 5-7 тысяч.
План статьи
Кому-то составление плана не нужно, но я бы рекомендовала начинающим копирайтерам намечать себе пункты, которые обязательно нужно затронуть в тексте. Это спасает от многословности (если у вас 5 пунктов, которые нужно вписать в 2500 зн., а вы отвели первому уже полторы – придется корректировать статью или увеличивать ее объем), а также помогает увидеть последовательность, в которой было бы логичнее излагать информацию.
Источники информации
Источниками для написания статьи могут быть ваши личные знания и опыт (это автоматически делает ее уникальной, что хорошо), переработанные данные из книг, журналов и из сети Интернет. Добросовестный копирайтер делает ссылки на источники, обязательно упоминает авторов статей и книг, из которых черпал вдохновение, а не выдает их за собственные мысли. Пользуясь обычными поисковиками – яндекс, гугл – обращайте особое внимание на авторитетность источников. Поскольку это пользовательский поиск, по вашему запросу в первой десятке может оказаться сайт, который наполняется подростком или некомпетентным человеком. Всегда старайтесь полагаться на авторитетные источники.
Структуризация текста
В принципе, при небольшом объеме статьи (2-2,5 тысячи зн.) можно обойтись без структурной разбивки текста, разделив его лишь на абзацы по смысловому содержанию. Если же вы пишите объемную статью, обязательно структурируйте текст: используйте нумерованные и маркированные списки, систему подзаголовков (как в этой статье). Подзаголовок должен отражать смысл нижеследующего абзаца-двух и быть информативным. Структурированный текст воспринимается легче, и вероятность, что пользователь дочитает вашу статью до конца, значительно возрастает, если она разбита на смысловые составляющие. Самый простой вариант – взять пункты вашего плана и использовать их в качестве подзаголовков.
Сам текст
Статья должна начинаться с небольшого введения, в котором отражается проблема, которую вы решите этой статьей, а также предпосылки для ее написания. Например, для статьи «Посадка ранних огурцов» во введении следует написать о том, что овощи на рынке неизвестного происхождения не только дороги, но также безвкусны и небезопасны; сказать о плюсах ранних сортов (наслаждаться свежими огурчиками с собственной грядки вы сможете уже в июне), и настроить читателя на то, что он сможет самостоятельно решить проблему (способ выращивания ранних огурцов, который описан здесь, максимально прост и подойдет даже начинающим огородникам).
Дальше двигайтесь по своему плану, стараясь не делать предложения слишком длинными (тяжелы для восприятия) и слишком короткими (не интересно читать). Стиль написания статьи определяется ее тематикой и стилем самого сайта. Где-то будет уместно включить в текст несколько шуток или саркастичных метафор, а где-то подойдет исключительно строгий стиль изложения. В конце статьи необходимо сделать заключение или выводы, повторить наиболее важные и яркие моменты статьи.
Нюансы написания статей
Во-первых, включите проверку орфографии в Word и никогда больше не отключайте. Нет ничего более раздражающего и разочаровывающего, чем орфографические и пунктуационные ошибки в статье. Во-вторых, никогда не копируйте куски текста с других ресурсов – это сделает вашу статью неуникальной для поисковых машин, и она окажется на последнем месте в выдаче результатов пользователям (да-да, на 135 странице результатов поиска). Кроме того, весь сайт может получить бан и исчезнуть из базы поисковиков, тогда сайт автоматически лишится поискового трафика. Проверить свою статью на уникальность можно с помощью бесплатной программы Advego Plagiatus (скачать ее можно здесь), а если она уже опубликована на сайте, появляется еще один вариант – сайт Copyscape. В-третьих, желательно выделять ключевые слова и словосочетания в статье другим начертанием, например, жирным или курсивным.
Полезные ссылки
Если вашей статье не хватает разнообразия или вы постоянно повторяете в ней одно и то же слово, воспользуйтесь удобным поиском синонимов – Synonymizer.
Если нужно проанализировать семантическое ядро текста (это уже для seo-копирайтинга), вам снова поможет Advego.
И, наконец, для того чтобы узнать, нужна ли ваша статья кому-нибудь (а точнее, скольким пользователям она нужна ежемесячно), используйте статистику Яндекса по ключевым словам.
Вот и все, что я хотела рассказать о том, как написать статью для сайта. Если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях. Желаю плодотворного и приятного труда!