Читалка

Library photo from Shutterstock

Library photo from Shutterstock

Почти в каждой более-менее серьезной компании существует забавная штука под названием «корпоративная библиотека». Обычно ее авторами выступет менеджер по персоналу или директор по развитию – начитавшись в умных и красивых книжках об Управлении Знаниями и Умной Организации, они выбивают у Генерального бюджет «на книжки». Объем бюджета зависит, как правило, от степени влияния менеджера на Генерального и позицией компании на рынке.

Что происходит дальше? На выданный бюджет обязательно покупается новый книжный шкаф – как правило, с закрывающимися на ключ стеклянными дверками. К нему покупаются какие-то книги. При этом набор и тематика всецело зависят от вкусов создателей библиотеки, хотя изредка учитываются и пожелания сотрудников.

Впрочем, когда бюджет маленький, креативная мысль библиотекаря может пойти дальше – и тогда по всей фирме делается рассылка с благородным призывом «лично поучаствовать в создании хорошего дела» и принести книги из дома: так на книжной полке ИТ-стартапа появляются творения Александры Марининой в формате pocketbook и подшивка журнала “Вокруг Света» за 1997 год – народ с удовольствием избавляется от домашнего книжного хлама, который так жалко было выкинуть, а тут на тебе – поощряемый начальством сбор макулатуры!

В финале инициативы корпоративная библиотека «во избежание» закрывается на ключ, который забирает себе менеджер. Он же хранит у себя особый журнал, в котором записывается каждый желающий взять себе ту или иную книгу. Для полного сходства с привычной советской библиотекой не хватает только формуляров и читального зала.

Итогом инициативы становится красивый книжный шкаф, полный книг и сотрудники, которые в ответ на вопрос «А у вас есть корпоративная библиотека?» утвердительно кивают, но затрудняются ответить на вопрос когда они пользовались ею в последний раз. И пользовались ли вообще. О том, насколько тоскливым и неповоротливым может стать хорошее дело, можно прочитать, например, на “HR-портале“.

Разумеется, далеко не все библиотеки в кампаниях столь унылы. Но большинство, увы, созданы именно для галочки, без понимания настоящих целей подобного рода собрания книг в офисе. Карго-культ в действии, да и только! 

Как надо

Корпоративная библиотека должна служить только трем идеям:

  • Образовывать, учить
  • Будить мысль
  • Побуждать к общению

При этом каждое из дел должно выполняться максимально легко, не требуя дополнительных усилий со стороны желающего библиотекой воспользоваться. Поэтому – никаких журналов, закрытых двурей и замков! Книги должны быть максимально доступны, а идеал корпоративной библиотеки – пустые полки! Задумайтесь – ведь пустые полки означают, что книги на руках, их читают, ими пользуются.

Как у нас

Библиотека в нашей маленькой компании “Секвения” называется просто – «Читалка». Пока это одна полка с книгами. Любой сотрудник может в любое время написать мне письмо, в котором ему нужно указать только название нужной книжки и ее автора. После этого она незамедлительно будет заказана. Можно сделать и по-другому: самому купить понравившееся издание, после чего я сразу же компенсирую коллеге его затраты.

Чтобы накапливать знания о хороших книгах и делиться информацией о новых идеях с другими, у нас есть всего лишь одно правило: о прочитанной книге нужно написать рецензию и разместить ее в Trello. Но опять же, ничего сложного – минимальная длина рецензии ограничена длиной одного твита, 140 символов. Написать твит несложно, правда? Вот и короткую рецензию тоже очень, очень просто.

lib

Мы уже давно не читаем только бумажные книги – например, я отказался от покупки книг из срубленных деревьев где-то года два назад, и с тех пор читаю все тексты через приложение Kindle на iPad и iPhone. Поэтому для многих книг у нас есть их электронная версия во всех нужных форматах: .fb2, .epub, .mobi. На каждой “оффлайновой” книге есть наклейка с qr-кодом, который опять же ведет на карточку в Trello со ссылками для скачивания электронной версии.

А как устроена корпоративная библиотека в вашей компании?

Оригинальный материал:

сюда
Lifehack.ru

Реклама