Сталкиваетесь ли вы с проблемами, с которыми не можете справиться? Нуждаетесь ли в новых идеях и решениях? Попробуйте использовать техники мозгового штурма, что позволит выйти за пределы привычного мышления, которое не позволяет разрешить проблему.
Мозговой штурм может быть применён к большинству ситуаций. В целом про него можно прочитать в статье Правила и методы мозгового штурма, но какого-то единого и универсального метода не существует, и здесь я решил привести различные дополнительные приемы мозгового штурма, которые можно использовать в тех или иных ситуациях.
Всего таких получилось 21 штука. Разные приемы могут лучше или хуже подходить к той или иной ситуации, с которой вы сталкиваетесь.
1. Путешествие во времени. Как бы вы справились с проблемой, если бы оказались в другом времени? 10 лет назад? 100 лет назад? 1000 лет назад? А если представить будущее? Через 10 лет? 100? через 1000?
2. Телепортация. Что, если бы вы столкнулись с этой проблемой в другом месте? В другой стране? В другом географическом регионе? Как бы вы справились с этим?
3. Меняйте характерные свойства. Как бы вы думали об этом, если бы принадлежали к другому полу? Расе? Были другого возраста? Обладали бы другим интеллектом? Весом? Национальностью? Разумом? С каждым изменением свойства, вам открывается новый спектр возможных мыслей, который ранее для вас был закрыт.
4. Изменение роли. А чтобы вы делали, если были бы кем-то другим? Кем-то из ваших родителей? Учителем? Вашим руководителем? Вашим лучшим другом? Вашим врагом? и т.д.
5. Знаменитые личности. Как бы вы действовали, если бы были известной фигурой прошлого? Эйнштейном? Эдисоном? Буддой? Как бы вы тогда думали об этой ситуации?
6. Суперсила. Это ещё один частный случай изменения роли. Что, если бы вы вдруг стали обладателем суперсилы, супервозможностей? Чтобы вы сделали?
7. Восполните ощущения. Определите своё текущее положение – точку А – и вашу конечную цель – точку В. Что находится между ними? Что вам необходимо почувствовать, чтобы заполнить эту пустоту? Запишите эти чувства и найдите пути, с помощью которых вы можете их испытать.
8. Интеллект-карта. Отличный инструмент для генерации максимально возможного количества идей, представляя их в виде дерева. Начните с вашей основной цели, поместив её в центр, нарисуйте рядом несколько основных подцелей (ветвей), продолжайте деление на столько подцелей, насколько необходимо.
09. Эффект Медичи. Эффект Медичи – термин, введенный Франсом Йоханссоном в своей одноименной книге, и относящийся к заимствованию идей, принадлежащих к другим областям. Например, идея заимствовать приемы, используемые термитами в строительстве своих жилищ, для проектирования зданий.
10. СВОТ-анализ. Осуществите СВОТ-анализ своей ситуации – какие есть сильные и слабые стороны? возможности? угрозы?
11. Продолжение идеи. Соберите группу людей из 5-7 человек и предложите каждому написать свою идею на своём листке бумаги. Через несколько минут они должны обменяться листками, и каждый должен записать на полученном листке что-то, продолжив и развив записанную на нем идею. Продолжайте обмен листками, пока каждый не напишет что-то на каждом листе.
12. Развивайте лучшее. С помощью группы или самостоятельно сгенерируйте максимальное количество идей. Отберите лучшие из них и осуществите мозговой штурм, развивая эти идеи – они послужат своего рода пусковым механизмом для появления новых идей.
13. Работа с переменными. Определите переменную характеристику в том конечном результате, которого вы планируете достигнуть. Например, если ваша цель – привлечь Х посетителей на ваш сайт, переменной величиной будет количество посетителей. Во-вторых, напишите на листе максимальное количество характеристик возможных посетителей. Различными значениями переменной «посетители» будет пол, возраст, национальность, место работы, интересы и т.д. Подумайте над вашей основной целью – увеличение посещаемости, применив его к различным характеристикам посетителей. Например, для пола: как вы можете привлечь больше женщин на свой сайт? как вы можете привлечь больше мужчин на свой сайт? И т.д.
14. Возражения. Напишите на листе основные предпосылки вашей ситуации и поставьте их под сомнение. Например, вы хотите с помощью мозгового штурма найти идею для книги, которую планируете написать. Есть несколько предположений, с которыми можно работать:
1) Жанр книги: Детектив. Почему это должен быть детектив? Может стоит писать в другом жанре? 2) Какой должен быть основной носитель? Бумажный. Может лучше сделать электронную книгу? Или записать аудиокнигу? И так далее.
15. Анализ противоположностей. Посмотрите на исходные посылки вашей цели, затем преобразуйте их и попробуйте взглянуть на проблему под новым, как бы противоположным углом. Например, вы хотите получить больше доходов от продажи книг. Вашей посылкой может быть «Люди покупают книги для себя». Преобразуйте ее, например, таким образом: «Люди Не покупают книги для чтения». К чему это приведёт? Вы можете сделать вывод о таком типе потребителей, который покупает книги в качестве подарков, как экземпляры коллекции и т.д. Другая возможная посылка – «Люди читают книги». Изменение этой посылки может звучать так: люди рассматривают книги (рисунки). Исходя из этих посылок, вы сможете открыть для себя новое направление для поиска способов достижения цели.
16. Нейтрализация противодействующих сил. Какие противодействующие силы действуют в вашем сценарии? Например, если вы хотите увеличить приток людей на свой сайт, есть две противодействующих тенденции: количество размещаемой рекламы и количество просмотров вашего сайта. Чем больше рекламы вы размещаете, тем больше это может раздражать посетителей и отталкивать их от вашего сайта. Что вы можете сделать, чтобы нейтрализовать противодействие или проконтролировать его? Вот возможные варианты решения: 1) Размещать рекламу, которая близка тематике вашего сайта. 2) Использовать контекстную рекламу, которая является частью содержимого, в большей степени, нежели отдельные блоки и т.д.
17. Анализ движущих сил. Какие силы помогают вам продвигаться в вашей ситуации? Какие силы работают против вас? Подумайте, как бы вы могли увеличить первые и уменьшить вторые.
18. Преувеличение. Измените масштаб своей цели и посмотрите, как бы вы справились с ней в этом случае.
Увеличьте её: Что, если бы она была в 10 раз больше? или в 100?
Уменьшите её: А если бы она была в 10 раз меньше? или в 100?
19. Случайные входные данные. Выберите случайный стимул и подумайте, как вы можете применить его к своей ситуации. Возьмите случайное слово/изображение из словаря/со страницы сайта/книги/журнала/газеты/ТВ, случайный объект из вашей комнаты/дома/рабочего места и т.д.
20. Медитация. Сконцентрируйтесь на вашем ключевом вопросе – например, «Как я могу решить такую-то проблему?» или «Как я могу достичь такой-то цели?» и медитируйте над ним в тихом месте. Захватите с собой ручку или карандаш, чтобы вы могли немедленно записать всё, что придёт в вашу голову. Занимайтесь этим 30 минут или настолько долго, насколько нужно.
21. Список из 20 идей. Напишите список из 20 или более идей, как можно справиться с вашей ситуации. Не останавливайте и не ограничивайте себя, пишите всё, что можете придумать. Не останавливайтесь, пока не наберётся минимум 20 идей.
Связанные записи