Существуют различные теории мотивации, позволяющие лучше понять силы, движущие людьми. Одна из них – теория справедливости.
Теория справедливости в мотивации предполагает, что люди будут мотивированы на приложение усилий к действию или серии действий, если он или она воспринимает условия как честные и справедливые, выгодные для индивида. Следуя теории справедливости, человек будет мотивирован на работу в направлении цели, если он или она чувствует, что приложенные усилия (вложения) соответствуют получаемым по их завершению выгодам (результатам).
Теория справедливости в мотивации включает в себя четыре элемента:
1) Люди стремятся увеличить свой результат.
2) Введение системы по регуляции справедливости может помочь группе индивидов максимизировать их результаты в целом.
3) Несправедливые отношения могут привести к стрессу для каждого участника ситуации.
4) Тот, кто воспринимает себя как оказавшегося в несправедливой ситуации, будет стремиться восстановить справедливость.
Как примеры основных «вложений» можно привести: навыки, труд, преданность, время, разного рода жертвы.
Среди примеров основных «результатов» – деньги, признание, восхищение, безопасность и другие материальные и нематериальные блага.
Если люди чувствуют, что получают недостаточное или избыточное вознаграждение в данных отношениях, он или она будут испытывать беспокойство и пытаться восстановить справедливость или выйти из этих отношений. Данную теорию можно рассматривать в терминах «вкладывать и получать». Если один человек вкладывает 90% в романтические отношения, а другой – 10%, оба с большой вероятностью будут испытывать стресс по поводу их чрезмерного вложения или отдачи. Тот, кто вкладывает 90%, может чувствовать неудовлетворение от того, что его партнёр не прикладывает больше усилий, а тот, кто вкладывает 10%, может чувствовать стыд за недостаточную поддержку. Следуя этой теории, оба участника будут стремиться восстановить справедливость отношений.
Другой важный аспект теории справедливости в мотивации – то, что индивид будет чувствовать, что с ним обходятся по справедливости, если его вклад будет равен вкладу его коллег. Например, если от сотрудников требуется подготовить отчёт об их продуктивности, никто не будет испытывать радость от этого, но все будут считать это справедливым и честным. Если же только одного члена коллектива попросят сделать этот отчёт, он может почувствовать недостаток справедливости в сравнении со своими коллегами.
Изначально теория была разработана Джоном Стейси Адамсом (John Stacey Adams), бихевиористом, изучавшим поведение индивидуумов, работающих в организациях. Он применил теорию к мотивации работников для сокращения текучести кадров: если работник чувствует, что получает достаточное вознаграждение за приложенные усилия, он будет мотивирован на сохранение своей работы с целью поддержания этого гомеостаза. Эта теория хорошо применима для отношений между нанимателями и работниками, поскольку во многом эта ситуация схожа с романтическими отношениями. Обе стороны вступают в отношения, предполагая вложение определенных усилий и получение определенного вознаграждения в расчете на то, что обе стороны смогут оставаться счастливыми и чувствовать, что они в равной степени вознаграждены.
Работник, который чувствует, что он справедливо вознаграждается, будет продолжать мотивированно выполнять свою работу. Если он чувствует, что с ним обходятся несправедливо, он будет пытаться ликвидировать стресс, вызванный несправедливостью, либо с помощью каких-то изменений в работе либо через увольнение.
Связанные записи