Мотивация – ключик к достижениям

«Четкость и определенность целей — одна из самых главных составляющих успеха

вне зависимости от того, к чему конкретно стремится человек»

Джон Рокфеллер

Мотивация – ключик к достижениямСлово «мотивация» прочно вошло в наш обиход. И все мы вроде знаем, что без правильной мотивации трудно чего-то добиться. Но какая она, эта правильная мотивация? И что это вообще такое? Может это та волшебная палочка, которая способна сотворить чудо и заставить человека делать то, что ему, в общем-то, делать не особенно хочется? Не совсем.  Мотивация – это то, что побуждает нас к действию. Существует два основных ее вида – внутренняя и внешняя.

Внешняя мотивация

С этим видом «вдохновения» на труды праведные многие люди знакомы еще с раннего детства. Речь идет об известном методе «кнута и пряника». Здесь основной акцент делается на стимулировании полезной деятельности путем поощрения (желание получить награду, премию или еще какие-то выгоды) и сдерживании нежелательного поведения (страх перед наказанием).

Многие родители, учителя и руководители пользуются этим приемом. «Вот уроки сделаешь, тогда и будешь в компьютерные игры играть», «сдашь сессию без троек —  поедешь на море», «поднимите продажи на 5% — получите премию», «за каждое опоздание на работу из вашей зарплаты будет вычитаться 500 рублей». Этот же вид мотивации используется крупными магазинами, чтобы побудить покупателя больше тратить (накопительные карточки, подарки при покупке на определенную сумму, собирание наклеек, которые затем можно обменять на что-то ценное).

Эффективен ли такой подход? В ряде случаях – безусловно. Внешняя мотивация названа так потому, что использует некие внешние стимулы, она сулит нам определенные блага (деньги, карьера, статусные вещи, возможность путешествовать) и побуждает проявлять активность в социуме. Слабая сторона метода – его некоторая искусственность и необходимость постоянно поддерживать стимулирование. Иначе, если не будет подкрепления (бонусов, премий и т.д.), то не будет и мотивированного поведения. Было бы ошибкой считать, что этот вид мотивации – единственный. Существует еще и внутренняя мотивация.

Внутренняя мотивация

Такая мотивация исходит изнутри. Вы встречаетесь с ней каждый раз, когда совершаете действие не ради того, чтобы после его завершения получить награду, а потому, что вам это по душе, вам это нравится, вам интересно, ваша работа приносит вам удовлетворение. Внутренняя мотивация  срабатывает, когда человек выполняет действия не потому, что это надо кому-то другому (тому, кто оценит усилия и вознаградит его), а потому, что это нужно ему самому. Менеджеры многих западных компаний осознали, что гораздо эффективнее найти способ поднять именно внутреннюю мотивацию сотрудников, а не прибегать лишь к внешней стимуляции. Девиз внутренней мотивации — «хочу и могу», а не «надо». Именно она позволяет добиваться успеха. Вот только чтобы грамотно распорядиться этим огромным внутренним ресурсом и сделать так, чтобы он работал на вас, нужно четко сформулировать для себя цель, к которой вы движетесь. Для этого полезно задать себе некоторые вопросы. Например, кем вы хотите видеть себя через 10 лет? Что я могу сделать, чтобы этого достичь?

Автор: Елена Морено.

Личный блог: «Психология LIVE».

Фото: opensourceway.


Оригинальный материал:

сюда
Synderesis

Реклама