Гуру и Пандит: Вертикальное развитие против Горизонтального

Гуру и Пандит – диалог ХХV

 

Вертикальное развитие против Горизонтального

 

ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ ЭНДРЮ КОЭН И ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ФИЛОСОФ КЕН УИЛБЕР ОБСУЖДАЮТ ДИНАМИКУ ТРАНСФОРМАЦИИ, ТАЙНУ ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ И КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ИЗБЕЖАТЬ ТОГО, ЧТОБЫ ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ В ПУСТУЮ.

 

ЭНДРЮ КОЭН: Сегодня я хочу с вами поговорить о том, что все больше и больше становится основным предметом моей работы в качестве духовного учителя. Это разграничение между тем, что я называю вертикальным и горизонтальным развитием. Я обнаружил, что это крайне важное и тонкое разграничение в отношении того, что мы понимаем под более высокой человеческой эволюцией, в особенности как она соотносится с просветлением и переживанием более высоких состояний сознания.

 

Я недавно проводил три ретрита в Калифорнии, Германии и Массачусетсе, на которых я просил людей всмотреться в разницу между вертикальным и горизонтальным развитием, соотнося это с их собственным опытом. Но когда люди начали мне рассказывать о том, что они считали вертикальным развитием, я обнаружил, что девяносто восемь процентов времени они говорили про горизонтальное развитие, а не вертикальное, в том смысле, в котором я использую этот термин. Когда я говорю о вертикальном развитии, и особенно в контексте Эволюционного Просветления, эволюционной духовности и настоящей эволюции человека, я это вижу как указатель в сторону возникновения. Для меня вертикальное развитие всегда означает возникновение большей сложности и большей степени интеграции из состояния меньшей сложности и степени интеграции. Это означает, что на передний план выходит нечто совершенно новое.

 

Конечно, существуют разные способы, как люди могут говорить о вертикальном и горизонтальном развитии, но я всегда имею в виду что-то очень конкретное. Я знаю, что и  у тебя есть свой способ делать это разграничение.

 

КЕН УИЛБЕР: Да. Я хочу начать с того, что есть еще по меньшей мере два больших разграничения, которые мы должны отметить говоря о более высоком развитии. Одно включает в себя структуры сознания, а другое включает в себя состояния сознания. Каждое из них растет и развивается; оба показывают то, что мы называет вертикальным и горизонтальным развитием. Вертикальное, как ты уже сказал, означает непосредственно рост и трансформацию, а горизонтальное попросту означает перемещение или другой способ отношения к тому уровню, на котором ты уже находишься.

 

Таким образом, мы видим одновременно трансформацию и перемещение в этих двух существенных последовательностях развития структур и состояний. Структуры сознания это стандартные стадии или уровни, которые исследовались Западными теоретиками развития, начиная от Пиажа до Кольберга и Левингера и Маслоу и Грэйвза. Джин Гебсер впервые дал им определение, называя их архаической, магической, мифической, рациональной, плюралистической, интегральной и высшей. Их также можно упростить, группируя вместе по более широким признакам – премодерн, модерн, постмодерн и интегральная. Эти стадии соотносятся с базовыми перспективами, взглядами на мир и ценностями, которые разделяют как индивиды, так и целые культуры на стадии своего развития. Затем, основные состояния сознания это то, чем заинтересованы все великие традиции использующие созерцательные техники. Существует движение в ходе развития, когда используя медитацию или другие духовные практики, осознание человека может поддерживать состояние бодрствования, проникая в едва уловимое состояние сновидения, в глубокое бесформенное состояние пустоты, пробуждаясь самому себе как единственно чистой, абсолютной бесконечной Самости.

 

В обоих случаях вертикальное развитие означало бы фактическую трансформацию или переключение передачи в уровне сознания человека. Если представить десятиэтажное здание, то вертикальная трансформация это подъем с нижнего этажа на более высокий этаж. Горизонтальное перемещение это подобно тому, как переносить мебель на том же этаже из комнаты в комнату.

 

КОЭН: Правильно!

 

УИЛБЕР: Так что, когда ты на своих ретритах просил людей дать свои определения вертикальной трансформации, они на самом деле давали определение горизонтальному перемещению, попросту, потому что многие люди склонны так себе это представлять. Это легче охватить и понять.

 

Настоящее развитие означает вертикальный подъем.

 

КОЭН: Когда мы говорим о вертикальности, это должно означать, что человек или его Я проходит через процесс, который приведет к проявлению подлинно новых способностей и новым способам мыслить, таких которых раньше не было. Это не путь самосовершенствования, где мы модифицируем себя в позитивном направлении. Мы не просто делаем себя лучше, такие какие мы уже есть. Мы привлекаемся к духовному процессу таким образом, что в результате появился какое-либо качество или способность, которой раньше не было.

 

Также, я обнаружил, что идея вертикального подъема всегда указывает за пределы постмодернистской фиксации на личном, психологическом Я. Таким образом, через вертикальный подъем всегда удастся выти за пределы личностно ориентированного Я и его психологической составляющей действенным и очень значимым способом. И это соотносится с тем, на что я делаю ударение в моем учении, а именно: то насколько мы являемся уникальными индивидами, на самом деле, по большей части является продуктом культуры. Другими словам, значительная степень того кто мы есть состоит из созданных культурой структур, в противоположность сугубо личным структурам, являющихся просто результатом нашего уникального индивидуального опыта.

 

Таким образом, расширение идеи вертикального восхождения состоит в том, чтобы прорваться или выйти за пределы личной и психологической обусловленности, а также приложение усилий, чтобы научиться смотреть дальше культурно обусловленного видения жизни, себя, мира, культуры и космоса. И это нам потребуется для того, чтобы видеть за пределы этого, в более высокий, еще не проявленный потенциал, пребывая в позиции позволяющей нам создать новую, более высокую культуру. 

 

УИЛБЕР: Именно. Все это становится важным в истинно эволюционной духовности, которая работает не только с более высокими состояниями, но также работает с этими личными и культурными структурами. Это то, о чем мы с тобой наверно говорили больше всего, и это действительно важно, если мы хотим понять, что на самом деле означает вертикальное развитие.

 

Если взглянуть на эти базовые структуры развития, начиная с премодерна, где премодерн это фундаменталистская, мифическая, этноцентрическая стадия, где ты веришь, что существует один путь и одна истина, и что она пришла напрямую от Бога, что буквально каждое слово в Библии это истина и т.д. Это стадия премодена.

 

Двигаясь к следующей структуре, вы в самом деле совершаете трансформацию из простой веры в мифы в рациональную, научную стадию модерна. Теперь, ваша правда  это наука, которая обусловлена объективными данными, экспериментами и единодушным консенсусом. Это некоторые основные ценности структуры модерна.

 

Следующая большая структура, которая на сегодняшний момент успела сформироваться, это стадия постмодерна, которая зародилась в шестидесятых годах и включает в себя ценности так называемой культурной творческой интеллигенции, обеспокоенность окружающей средой зеленых и плюралистический мультикультурный взгляд на мир. Эта та стадия, против которой мы с тобой так рьяно выступаем в нашей работе, потому что зарождающиеся структуры, в которых мы оба заинтересованы – интегральная и высшая – идут непосредственно следом за этой стадией постмодерна. То, что так важно в интегральном видении это то, что в то время как каждая из предыдущих стадий думает, что ее взгляды единственно правильные взгляды в мире, интегральная стадия развития понимает, что все предыдущие стадии заслуживают уважение и должны быть на счету.

 

С интегральной точки зрения, мы хотим включить все эти взгляды в рамки всеобщего развития, но именно взгляды постмодернистов это то, с чем нам приходится сталкиваться больше всего, потому что люди заинтересованные в альтернативных, пост-традиционных формах духовности исходят из этого взгляда на мир. Из-за того, что это стадия уравнительного плюрализма в этом заключается проблема – она неистово против развития, анти-ранговая, анти-иерархичная, анти-уровневая и против стадий. Она хочет видеть все точки зрения как абсолютно равные. Конечно же, она так на самом деле не считает, потому что она не верит в рационалистические взгляды модернизма и она не верит в мифические взгляды премодерна. Она считает, что ее «прогрессивные» взгляды выше, лучше и единственно правильные.

 

КОЭН: Как иронично.

 

УИЛБЕР: И вправду иронично. Итак, как только мы имеем дело с вертикальной трансформацией, большинство проблем исходит из этого экстремально постмодернистского плюралистического взгляда, который не дает возможности для более высоких состояний и стадий, не говоря даже о возможности, что некоторые могут быть лучше других, и что возможно пробудиться более высоким и глубоким измерениям бытия. Он просто не позволит такого рода суждениям, и таким образом постмодернисты вычеркивают любую форму трансформации. Для них идея вертикальной трансформации – перемещение от более низкой стадии до более высокой предполагает, что некоторые вещи лучше других, а это не допускается в принципе.

 

КОЭН: Правильно.

 

УИЛБЕР: Вот мы и застряли! Не допускается ничего кроме обычных перемещений. Мы остаемся ни более чем с горизонтальными движениями. Вертикальные перемещения не допускаются. И это большая трагедия, потому что, конечно же мы хотим помочь людям научиться совершать трансформацию с той структуры или состояния на котором они находятся на следующую, более высокую, широкую, глубокую стадию или состояние. Эти «более высокие» структуры или состояния не выше в смысле эксклюзивности. Они выше в том смысле, что они включают в себя больше. Каждая более высокая ступень включает в себя больше взглядов и больше перспектив.

 

Что важно отметить про каждую их этих перемещений – от премодерна, до модерна, до постмодерна, до интегральной и высшей – это то, что они вертикальные, они обладают трансформационным характером, а это означает, что при всех этих перемещениях есть настоящие структурные изменения в сознании.  Это настоящий сдвиг в сознании; это теперь уже не просто нахождение на том же уровне где ты и был, перемещая мебель по этажу.

 

КОЭН: Или смена обстановки, купив новую мебель взамен старой.

 

УИЛБЕР: В этом то и проблема, не правда ли? Многие духовные учители склонны дарить тебе новую мебель, оставляя тебя на том же этаже.

 

Пробуждаясь к бытию и становлению.

 

КОЭН: Я думая, что когда мы идем от постмодерна до интегральной и постынтегральной стадии развития, особенно по мере того как мы расширяем свои способности переживать более высокие и более глубокие мистические состояния, понимание различия между вертикальным и горизонтальным развитием становится все более важным.

 

Например, за последние годы я встречался со многими религиозными лидерами, включая тех, кто придерживаются более прогрессивного подхода к древним мистическим традициям. Как правило, это глубоко пробужденные люди, и переживание радости, любви и блаженства, которые человек испытывает просто находясь рядом с ними необычайно расширяет сознание и подобно духовной подзарядке. Во время этих встреч я всегда глубоко тронут глубиной щедрости, доверия и открытости которую нам удается разделить вместе. И в то же самое время меня потрясает, что редко встречается чувство нужды добраться в новое место в этом разделяемом переживании покоя и блаженства. Я думаю, что относиться к духовному развитию в творческом, вертикальном, эволюционном контексте это совершенно новое явление. Это новое видение, с которым, как правило, не знакомы многие люди, и в особенности те, которые приходят из традиционных религиозных традиций.

 

УИЛБЕР: Правильно. Интимное качество, которое ты только что описал это как раз тот случай, когда люди вместе пробуждаются более высоким и глубоким состояниям сознания, и описанное тобою очень похоже на состояние известное в Веданте как anandamaya-kosha – покров блаженства и радости. Но на этой стадии, если эти более глубокие состояния не будут возникать в контексте нового видения или структуры, если они не будут частью возникновения интегральной или суперынтегральной стадии –сами по себе они не приведут ни к чему новому. 

 

КОЭН: Да, в ситуациях такого рода становится очевидным, что мы не добираемся до такого месте, где мы еще не были, из-за того что мы всегда возвращаемся в то же самое безвременное, бесформенное пространство. Многие думают, что если вы будете медитировать достаточно глубоко и упорно, при этом переживая состояния покоя, блаженства, радости и тишины, тогда более высокое развитие и эволюция появятся из этих состояний сами собой. Но обычно это работает иначе. На всех уровнях эволюции, будь то космологической, биологической или психодуховной, появление новых потенциалов обычно происходит через динамическое и творческое трение. Начиная от звезд, сталкиваясь друг с другом, создавая новые сложные элементы, до живых существ борющихся и соревнующихся для выживания в суровых природных условиях – для всего этого необходимо позитивное трение, чтобы создать новые эволюционные возможности. Это также справедливо и для сознания. Сознание эволюционирует, когда человеческие умы и души трутся друг об друга в творческом конфликте и позитивной динамике.

 

УИЛБЕР: Точно. Сегодня человечество проходит через динамический, эволюционный процесс и, рассматривая текущую ситуацию через интегральное видение, мы сможем отследить появление новых структурных стадий на всем протяжении бурной стадии всей истории человечества. Мы можем посмотреть и увидеть стадии, через которые мы уже прошли, видя как мы начинали на архаической стадии, затем  перешли к магической около сорока тысяч лет назад. Затем около трех тысяч лет назад, мы переместились на  мифическую, создав великие религиозные традиции.

 

Примерно от трехсот до четырехсот лет назад мы перешли к причинности и рациональной стадии в эпохе Ренессанса и Западного Просветления. От тридцати до сорока лет назад мы перешли к плюралистической стадии, кульминация которой произошла в шестидесятые годы. А сейчас мы на пороге создания следующей более высокой структуры, а это означает вертикальную трансформацию, это означает появление чего-то нового, это означает выход за пределы личного, и еще это означает выход за пределы развития нынешней человеческой культуры.

 

КОЭН: И это большой шаг.

 

УИЛБЕР: Выход за пределы культуры это и в самом деле большое дело. Это именно то, что делает путешествие таким захватывающим. Итак, конечно мы хотим пережить радость и свободу более высоких состояний, но эти состояния должны быть поняты или интерпретированы через  призму этих еще более высоких состояний.

 

КОЭН: Еще переживание более высоких состояний также позволяет нам пережить состояние неукротимого духа, чувство: «Я знаю, что это возможно. У меня нет ни тени сомнения». Это источник неиссякаемой уверенности и вдохновения, а также это предельный духовный ресурс, потому что это прямое переживание бесконечного.

 

УИЛБЕР: И еще необычайно важно, чтобы наши глубокое медитативное переживание служили топливом для вертикального структурного развития.

 

КОЭН: Да, совершенно верно. Когда я вел первый ретрит EnlightenNext «Бытие и Становление» прошлым летом, самым потрясающим было то, что первые десять дней я практически не говорил про эволюцию или вертикальное развитие. В первой части моего ретрита ничего не было про то, чтобы добраться в новое место; все внимание было направлено на то, как вернуться в ноль, в пустоту, в просветленное состояние чистого бытия. И это было потрясающе, потому что тот учитель, которым я был первые семь или восемь лет моей учительской карьеры вышел на первый план. Мы говорили лишь о том как вернуться в ноль, и почему возврат в ничто является ответом на любой из возможных человеческих вопросов.

 

Однако, я превратился в совершенно другого учителя как только мы перешли ко второй половине ретрита и начали говорить про то, как эволюционный импульс или Эрос впервые появился из ноля четырнадцать миллиардов лет назад во время Большого Взрыва. Я просил людей быть предельно внимательными, потому что в это время через меня начала проходить энергия совершенно другого рода, которая направляла их в абсолютно другое направление, переключая их внимание от безвременного бытия в направление становления. Я объяснил, что послание, которое будет выливаться через меня это то, что нам необходимо добраться в состояние новизны и, что в связи с этим появится чувство переполняющей срочности. Что интересно, я также говорил, что будет то же самое чувство всеобъемлющей наполненности, которое мы испытывали все вместе погружаясь в состояние чистого безвременного бытия. Однако, послание будет абсолютно противоположным. 

 

УИЛБЕР: Правильно.

 

КОЭН: И спустя час после начала первого дня второй части ретрита, качество разделяемого нами интерсубъективного поля изменилось – теперь оно пузырилось от силы Эроса. Все пробудились вертикальному импульсу и это превратилось в господствующую тему не только в смысле истолкования учения, но и также в качестве непосредственного прямого переживания. Теперь у всех было чувство: «Мы должны куда-то попасть, мы должны куда-то попасть, мы должны куда-то попасть. Ты разве не видишь, что это самая важная вещь на свете? Это единственно важная вещь! Мы должны двигаться, мы должны идти, мы должны попасть в новое место».

 

УИЛБЕР: Это дух в действии!

 

КОЭН: И было четкое распознавание Духа-в-действии как истинную природу пробужденного Я.

 

УИЛБЕР: Абсолютно верно. Одна из причин, почему я всегда ценил твою работу это потому, что ты четко разделяешь эти два измерения: бытие и становление, что они являются отражениями двух разных последовательностей роста. И один не дает  информацию про другого. Можно просидеть в одном из них всю жизнь, даже не подозревая о существовании другого.

 

КОЭН: Верно.

 

УИЛБЕР: Первый кварк после Большого Взрыва чувствовался на сто процентов как чистое бытие, и если мы не будем также рассматривать и становление, тогда получается, что наша вселенная не состоит ни более чем из кварков. К нашему счастью существует также Дух-в-действии, супер изобилие, которое постоянно эволюционирует, растет и привносит на передний план новое видение и новую трансформацию.   

 

КОЭН: Все больше и больше и больше.

 

УИЛБЕР: Больше, больше и больше и это часть того кем Я являюсь. Это часть моей природы. Как ты сказал, есть бытие и вот оно мое становление, и я должен стать мастером обоих.

 

Знак духовной эволюции

 

КОЭН: Есть метафора, которую я часто использую в процессе обучения. Допустим, вы сидите на своей кровати и медитируете, переживаете бесформенную, безвременную пустоту, совершенное счастье, совершенную наполненность. Затем, внезапно кто-то из вашей семьи стучится в дверь вашей комнаты. Вы находите себя лицом к лицу со срочной ситуацией, на которую нужно реагировать сейчас.

 

Вопрос в том, как вы ответите? Как вы будете действовать и взаимодействовать с ситуацией таким образом, что это будет выражать в глубокой и существенной степени то священное единение, в котором вы только что так покорно находились? В этом состоит вопрос вопросов, потому что интерпретация нашего духовного переживания это то, что поможет нам понять, как ответить в такой манере, которая будет отражать недвойственную целостность, которая только что была предметом нашего глубочайшего переживания и глубочайшей преданности.

 

И когда такая интерпретация, основанная на эволюционно интегральной или супер-интегральной структуре, по-настоящему начинает перекрывать прежние взгляды, тогда личность превращается в живого проводника эволюционного процесса в действии. Наши действия, реакции и выборы будут отражением того, что грядет.

 

УИЛБЕР: Точно. Необычайно важна интерпретация того, как мы пережили наш духовный опыт, как он нами понят и как мы его передаем другим. И вот тогда вы начинаете двигаться от простой статичной Самости бытия к Подлинной Самости становления, начинаете видеть и чувствовать себя не просто как чистое бытие, которое вы все еще в полной мере осознаете, но также как это бытие в действии, как Дух в действии, разворачивающийся Дух, Дух, который трансформируется посредством своего эволюционного импульса.

 

До тех пор пока вы в себе не откроешь также и эту часть – та, которая есть Дух в Действии, вы будете оставаться только на половину просветленными. Мы еще не осознали динамичную Самость становления, а это необычайно важно, потому что мир эволюционирует, Дух эволюционирует, и если мы не находимся на переднем краю этого движения, тогда мы только содействуем вчерашнему грузу прошлого. 

 

КОЭН: Не согласишься ли ты, что это особенно правда для личности постмодерна, которая тянется к интегральным и пост-интегральным стадиям? Я часто отмечаю, если обобщать, что личность постмодерна это самая удачливая личность, когда либо рожденная, в смысле ее доступа к богатству, образованию, привилегиям, стандартам жизни, возможностям –

 

УИЛБЕР: Доступ  ко всем мировым религиям и традициям –

 

КОЭН: И ко всему остальному. Так что я пришел к выводу, что у таких индивидов, если допустить, что они не покалечены физически, психологически или эмоционально существует обязательство в этот определенный период в истории, чтобы гарантировать себе, что их духовное пробуждение, в действительности направленно, чтобы сделать шаг вперед – быть тем самым, кто это сделает.

 

Потому что, как мы уже говорили раньше, одно из главных измерений подлинного вертикального восхождения это пробуждение моральной страсти, моральному обязательству, моральному распоряжению в отношении существования потребности, чтобы какой-то более высокий, только проявившийся потенциал вошел в космос посредствам целенаправленных действий человека.

 

УИЛБЕР: Да, совершенно точно. Это пробуждение нового беспрекословного морального обязательства. Человек осознает, что это зависит от меня, чтобы охватить Дух-в-действии, привнести нечто новое в процесс Творения, быть частью разворачивающегося эволюционного становления, и вывести все это на передний план – и делать это по моральным причинам.

 

КОЭН: Для меня, Кен, это и есть указатель. Другими словами, я никогда не могу понять до какой степени до индивида «дошло». Если до них это доходит интеллектуально, они возбуждаются. Если до них это доходит как Духовный взрыв, то это необычайно вдохновляет. Но у меня никогда, в краткосрочной перспективе, нет ни малейшего представления какова будет окончательная польза, до тех пор, пока я не увижу, что у индивида случилось моральное пробуждение – до тех пор, пока они демонстративно не пробудились духовному и эволюционному импульсу в виде морального обязательства. Тогда я понимаю, что случилось настоящее развитие. Я знаю, что тогда они сделали самый главный и самый важный шаг, что сделает для них возможным дальнейшее развитие. Они совершили гигантский шаг вперед, и теперь они живут в этом мире уже по совершенно другим причинам, нежели прежде. Они уже больше не ищущие, теперь они здесь, чтобы создать новый мир. Они осознали, что в этом смысл быть живым, в этом причина быть человеком, которыми они являются.

 

Когда кто-либо из нас добирается до этой стадии, мы уже существуем не просто для того, чтобы жить исходя из желаний нашего эго или, чтобы механистично удовлетворять наши социально обусловленные ценности и шаблоны типа «должен». Начиная с этого момента, мы здесь, чтобы создать то, чего еще не было прежде. А это становится моральным обязательством и разумным основанием быть тем, кто мы есть, абсолютно исполненные смыслом и значимостью. Это не значит, что не будет невообразимо трудно или не будет испытанием, во всех аспектах, в которых такое бывает в жизни, однако, мы теперь знаем, что готовы бороться во имя самых больших причин и, что мы в контакте с предельной духовной и религиозной причиной, по которой можно жить в этом мире. 

 

УИЛБЕР: Прекрасно изложено и точно к месту. Я полагаю, что причина, когда ты видишь этот моральный компонент и интуитивно чувствуешь, что человек, в самом деле трансформировался, это потому что этот моральный компонент, в какой то мере самый глубокий компонент, имеющийся у нас в проявленном бытие. Ты уже не просто кичишься по этому поводу. Эту уже не интеллектуальное или теоретическое переживание. Это даже уже не просто измененное состояние.

 

КОЭН: Нет, это гораздо глубже.

 

УИЛБЕР: Это пробудившееся осознание, того, что я должен это сделать. Именно для этого я здесь. Мир требует улучшения. Проявленная сфера несовершенна и зачастую крайне неблагоприятное место, и это зависит от меня, чтобы продолжать свою разумность и свое осознание, чтобы я смог на деле содействовать появлению чего-то позитивного в этом мире.

 

Как не потратить жизнь впустую.

 

КОЭН: Я могу сказать вам из собственного опыта, что  невообразимо труднее пробудить в людях это чувство морали, чем дать им доступ к более высоким состояниям сознания или пробудить их к чистому Бытию или даже к Становлению или Эросу. Все это относительно легко, но вот заставить личность постмодерна, которая в сущности очень эгоистична и узко мыслит, даже если она способна к познаванию более сложных вещей, необычайно трудно в полной мере подлинно охватить это новое моральное видение. Это наиболее сложный тип развития, который только возможно культивировать во взрослых. 

 

УИЛБЕР: Он наиболее сложный, из-за того, что постмодернистский край эволюции сегодня вообще отрицает существования такой вещи как морали. Он категорически его отрицает! Нельзя сказать, - «Вот одна единственная вещь, которая послужит во благо всем людям». Это всего лишь ты со своим высокомерием, несносностью и своим культурным элитаризмом. Как ты смеешь делать такие заявления! И тогда, он пытается искоренить вообще любые моральные заявления, конечно же, при этом не беря в расчет тот факт, что его собственные взгляды это моральное заявление. Его собственные взгляды, по сути, говорят, что истинно и что хорошо для всех людей без исключения.

 

Постмодернисты позволяют себе эту возвышенную моральную стойку, в тоже время, отнимая ее у всех остальных и говоря, «Морали нет места». Таким образо, целое поколение выросло буквально деморализованным.

 

КОЭН: Это правда.

 

УИЛБЕР: Чувство направления, чувство глубины и чувство благодетели было отнято у целого поколения.

 

КОЭН: Это одно из самых больших испытаний для детей бумеров. Я имею в виду, что это и вправду серьезная дилемма, потому что так легко по умолчанию уйти в нигилизм.

 

УИЛБЕР: Точно. Именно поэтому большинство их низ уходят с головой в медитацию. Но как мы уже говорили, медитация и состояния сознания не несут в себе мораль.

 

КОЭН: Правильно.

 

УИЛБЕР: Таким образом надо помнить, что структуры сознания это способы, при помощи которых мы растем, а состояния сознания это способы, при помощи которых мы пробуждаемся, и нам необходимо включить оба. Нам нужно пробудиться, бесспорно, но нам также надо и вырасти. Сейчас критически важно вырасти к этим более высоким структурам более глубокой морали, более проникновенной морали и фундаментальному моральному подходу к вселенной. Для доказательств этому вам всего лишь надо оглянуться и увидеть, на что похожа деморализованная вселенная. Это просто жуткое зрелище.

 

КОЭН: Да, это так. И это особенно жутко, если еще раз взять в расчет, сколько свободы и сколько возможностей у нас, живущих в постмодернистском Западе имеется. Несмотря на то, как бы трудно нам ни было в прошлом, мы все еще должны помнить, что мы наиболее везучие люди, когда либо родившиеся на этой Земле. И это приносит с собой приобретенные моральные обязательства. В свете нашей хорошей доли, просто обращение к религии или духовности для источника утешения или для личного исцеления более не представляется возможным. Просто быть собой и поиск способа чувствовать себя хорошо уже не достаточно.

 

Другими словами, неизвестно достаточно ли нам осознать, что мы пришли в этот проявленный мир, чтобы что-то изменить. И я даже осмелюсь сказать, что всего этого будет не достаточно, до тех пор пока мы и в самом деле так не сделаем, до тех пор пока  не оставим проявленную вселенную более благоприятным местом по причине того, что мы были здесь. Некоторые скажут, «Ну, Мистер Коэн, это весьма морализаторское заявление. Как вы можете заявлять подобные вещи?» Но мне кажется это философски рациональным, что для самых удачливых людей когда либо рождавшихся на этой Земле,   такой разумный способ отметить значительность своего духовного развития.

 

Оставили ли мы космос, в какой-то мере более благоприятным местом, потому что мы были здесь? Оставили ли мы след, путем своего сознательного намерения и свободной воли? Если ответ да, тогда мы можем сказать, ну ладно, хорошо. Но если нет, тогда возможно этого было не достаточно.

 

УИЛБЕР: Правильно. Ведь на что же еще нам целиться?

 

КОЭН: Именно так я все и вижу. Это ставит расщепленное Я в угол и в неловкое положение, однако, мне такая ситуация даже нравится, несмотря на то, что в таком заявлении могут звучать критические нотки. С моей точки зрения это ставит совершенно четкие цели. Нам дается последовательная жизненная цель, которая в самом прямом смысле соответствует всей тотальности нашей индивидуальности, и даже в отношении наших духовных стремлений в текущем моменте побуждает нас выйти за пределы нашего эгоизма.

 

УИЛБЕР: Окажутся ли ваши действия успешными в конечном итоге или нет, это уже судить будущим поколениям. А пока мы живы, надо вести себя так, будто мы тратим время зря на этой Земле, если не оставим мир чуточку лучше чем он был. Просто примите это как конечную цель, и история рассудит, правы вы были или нет.

 

КОЭН:  И если рассматривать все это с немного другого угла, можно сказать, что с эволюционной точки зрения у каждого из нас в этом мире ограниченное количество времени. Конечно, с позиции старого просветления, или пробуждению чистому безвременному бытию, время это иллюзия и Я хочет освободиться с отождествлением со временем как с нечто нереальным. Но с точки зрения эволюции или становления, время это все. Это все, что у нас есть. Это величайший дар. С эволюционной точки зрения вертикальное развитие – возникновение нечто нового - рассматривается как величайшее благо. Только в и через время такое возникновение становится возможным. 

 

Итак, за ограниченное время, которое каждому их нас отпущено, у каждого из нас есть возможность внести свой вклад через тот Божественный дар свободного художника, который есть у каждого. Не важно, кем мы являемся, у каждого из нас есть измеримая существенная мера проявленного свободного художника. И мы делаем погоду, обучаясь тому, как задействовать этот Божественный дар, чтобы то, что непомерно больше и новее  могло проявляться через нас.


Источник

Раздел статьи: Диалог
Люди в статье: Андрю Коэн, Кен Уилбер
Темы: Гуру, Пандит, Развитие

Поделиться:

Реклама

Подборка стихотворений для детей.