Вальденфельс - это...

ВАЛЬДЕНФЕЛЬС (Waldenfels) Бернхард (р 1934) - немецкий философ-феноменолог С 1976 - профессор философии Рурского университета г Бохума Издает с 1975 вместе с Р Бубнуром "Философское обозрение" ("Philosophische Rundschau") и серию "Переходы: Тексты и исследования в области действия, языка и жизненного мира" (совместно с Р Гратхоффом) Первое диссертационное исследование В посвятил "сократовскому вопросу"; учился у Мерло-Понти в Париже, там же прочел "своего первого Гуссерля" Результат знакомства с феноменологией - докторская диссертация В на тему "Промежуточная область диалога", в которой он попытался "развить феноменологическую теорию диалога, исходя из Гуссерля, Мерло-Понти, а также Левинаса" Позже, по словам В, он отошел от теории диалога, которая казалась ему слишком симметричной и центрированной на один единственный Логос Его дальнейшие исследования стали попыткой развить некую "открытую диалектику" или нового рода рациональность, которая бы выходила за пределы всеохватывающего диалога Путями к этой диалектике стали такие философские темы и понятия, как: поведение, освобожденное от ограниченности бихевиоризма ("Игровое пространство поведения", 1980) и рассмотренное в контексте таких понятий, как смысл, интенция, правило, контекст, образ и структура, став точкой пересечения феноменологии, философии языка и структурализма; "жизненный мир" ("В сетях жизненного мира", 1985), понятый как многообразие или сеть "жизненных миров", которые, несмотря на их разнообразие, имеют нечто их объединяющее; порядок ("Порядок в сумерках", 1987), мыслимый как изменяемый, открывающий новые возможности и полагающий собственные границы (влияние, в частности, Фуко) Понятие порядка привело В к такому мотиву его дальнейшей работы, как мотив Чуждого (das Fremde) Этот мотив В обнаруживает в философии Гуссерля и понимает его, исходя из дифференциации сферы Я, в которой всегда можно обнаружить отношение к самостному и к чуждому самости Чуждое - это то, что не реализуется в рамках некоего ограниченного порядка, что исключено, как возможность и является в этом смысле внепорядковым Тогда возникает вопрос, как же относиться к Чуждому? Для ответа на этот вопрос В разрабатывает теорию ответа, реализующую в какой-то мере идею "открытой диалектики" или нового вида рациональности "Ответ выступает здесь способом, который позволяет заговорить Чуждому как Чуждому, без включения его в имеющийся порядок и лишения его чуждости" ("Жало Чуждого", 1990) Нового вида рациональность обозначается В как "респонзитивная рациональность" (responsive Rationalitaet) Это не господство единого разума, а пространство встречи множества рацио-нальностей, каждая из которых является рациональностью ограниченного порядка В основе этой новой рациональности лежит возможный и действительный ответ ("Регистр ответов", 1994) Ответ всегда раньше вопроса Ответ - это не наполнение интенции спрашивающего неким содержанием, как это понимал Гуссерль, и не удовлетворение притязания, в понимании Хабермаса Ответ - это всегда отношение к Другому, реакция на его вызов (термин response первоначально заимствован из бихевиоризма) Респонзитивная рациональность охватывает ограниченный ряд способов и средств ответа, начиная с доязыковых модуляций и заканчивая языковыми модальностями Телесное отношение играет определяющую роль в этой рациональности "Ответом являются так же чувства и телесное желание, а не только слово" Такого рода рациональность открывает новый взгляд на Чуждое или Другое, который вечно ускользает от всех попыток привычной рационализации и нормирования Из респонзитивной рациональности вырастает новая респонзитивная этика, исходным моментом в которой выступает отношение Я-Другой в пространстве ответа Этика или этические отношения начинаются во мне самом, потому что Я никогда самим собой не исчерпываюсь и вынужден урегулировать отношение к тому Чуждому, с которым с неизбежностью встречаюсь Такого рода отношение есть прообраз отношений в социальном мире, которые не вписываются в один единственный порядок разума, а должны сосуществовать в пространстве порядков - культурных, политических, экономических пр - собственного и чужого В настоящее время В работает над 4-х тт проектом, посвященным исследованиям по "феноменологии Чужого" "Топография Чужого" является первым изданным в 1997 томом этого проекта В является признанным специалистом в области истории феноменологической философии Об этом свидетельствуют такие его монографии, как "Феноменология во Франции" (1983), "Введение в феноменологию" (1992), "Немецко-французские мыслительные ходы" (1995)


Поделиться:

Реклама