Швейцер Альберт - это...

ШВЕЙЦЕР А́льберт (1875—1965) — представитель традиции христианского гуманизма, теолог, врач, музыковед, лауреат Нобелевской премии мира 1952 г. Родился в семье священника евангелической общины. Изучал философию и теологию в Страсбургском университете, где впоследствии, в 1902 г., преподавал экзегетику. Занимался исследованием философии религии И. Канта в Сорбонне. Получил также медицинское образование. В 1903—1905 гг. Ш. возглавлял теологическую семинарию Св. Фомы в Страсбурге. Некоторое время служил евангелическим пастором. В 1913—1917 гг. и с небольшими перерывами после 1923 г. — руководил больницей-миссией в Ламбарене (Габон), продолжая при этом деятельность теолога.Теологическая позиция Ш. выражена прежде всего в труде 1906 г. "От Реймаруса к Вреде. История исследований жизни Иисуса". Здесь он выступил против изысканий либеральной теологии, стремившейся путем исторической реконструкции извлечь из под позднейших наслоений изначальную проповедь Иисуса и представить ее как вневременную программу христианской жизни. Такой подход, считал Ш., будет приспособлением к потребностям современности (например, в идее Царства Божьего на земле) апокалипсических пророчеств Священного Писания, на самом деле чуждых нынешнему христианству. Истинный смысл новозаветной проповеди состоит, по его мнению, в указании на эсхатологический финал: падение земного миропорядка и наступление господства Божьего с грядущим концом этого мира. Поскольку подобного события, равно как и второго пришествия до сих пор не произошло, то установленный вероучительной традицией образ Иисуса Христа можно считать несостоятельным. Он есть творение ума теологов, так же как и последующая догматика. Все христианские церковные каноны столь же рукотворны и потому необязательны для спасения.В то же время Ш. был не чужд либерально-теологических взглядов. Он полагал, что примером евангельского Христа Бог показал людям как можно преодолеть плотскую слабость и земные страсти, возвыситься до нравственности. Христос стал убедительным образцом действенной любви и братской помощи. Вдохновляясь им, люди обретают в себе божественное присутствие в виде устойчивого морального начала. Призвание человека — встать на путь практического приложения веры, которое заключено не в доктринальных умозрениях, а в делах. Важная роль отводится Ш. терпимости и уважению к опыту др. религиозных традиций (работа 1924 г. "Христианство и мировые религии").Комментируя новозаветные послания в труде 1930 г. "Мистика апостола Павла", Ш. выводит нравственную максиму христианского поведения: жить, глядя в вечность, но находясь на почве реальности. Из богосозданности жизни следует долг благоговения перед ней, т. е. неустанные усилия по ее защите и поддержанию. В осознании этого и коренится начало религии.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(1875-1965) - нем.-франц. философ-гуманист, теолог, лауреат Нобелевской премии мира, прогрес. обществ, деятель. Много лет проработал врачом в Африке (Габон). В основе филос. воззрений Ш. («нового рационализма») лежит «благоговение перед жизнью», в к-ром Ш. видит перспективу...

Поделиться:

Реклама