Шпенер Филипп Якоб - это...

ШПЕ́НЕР Фили́пп Я́коб (1635—1705) — родоначальник теологии пиетизма в лютеранстве. В 1666 г. он — старший пастор во Франкфурте. Повседневная церковная деятельность постоянно сталкивала Ш. с явным расхождением между поведением паствы и проповедуемыми доктринальными установками. Никакие сложные теологические упражнения в вопросах вероучения не влияли на уровень благочестия — он был удручающе невысок. Из этого Ш. сделал принципиальный вывод: практическая христианская жизнь намного важнее для спасения, чем теологические доктрины. По примеру созданных еще в 1540-х гг. Буцером в Страсбурге малых групп для духовного назидания, Ш. основал во Франкфурте "коллегии благочестия" (1669), чтобы культивировать живую христианскую веру, и руководил ими около двадцати лет. В основном это были домашние группы по изучению Библии, объединявшие служителей церкви и мирян.Манифестом идей Ш. стал труд "Святые желания" (1675). Для истинной веры, считал он, недостаточно быть крещеным с младенчества и соглашаться с лютеранским учением. В конце концов, изучить и знать теологическую систему способны даже неверующие. Доктрина не может заменить личного опыта общения со Святым Духом. Путь к такому общению Ш. видел в особого рода благочестивом поведении (пиетизме). Прежде всего, для этого нужна Библия. Причем не только в богослужебной или теологической ее роли, но и как ежедневное руководство ума и сердца христианина. Пребывание в глубокой личной вере также не самодостаточно — оно побуждает к ответственности за наставление к спасению других людей. Поэтому любовь к Богу с необходимостью дополняется и любовью к окружающим. Такое отношение должно распространяться даже на еретиков, либо на вовсе неверующих. Причем их увещевание надо вести молитвенно, без насилия. Способность к проповедованию о Христе развивается духовным образованием. Но главное в образовании — не теологические хитросплетения, а нравственное наставление. Лютеровская идея всеобщего священства обязывает, по убеждению Ш., каждого верующего нести духовное служение. Отсюда следовала и миссионерская установка его учения.В 1686 г. Ш. стал придворным капелланом в Дрездене, а с 1691 г. был пробстом в Берлине. К этому времени относится создание им обобщающего доктрину пиетизма четырехтомного свода "Теологических размышлений" (1700).


Поделиться:

Реклама